НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Льготное автокредитование получит еще 5 млрд рублей

15 апреля 2021 11:45
Как выяснил «Ъ», правительство решило дополнительно выделить 5 млрд руб. на льготное автокредитование. Возобновление программы ожидается в мае, отбор банков уже начался.

Вероятно, к этому моменту будет окончательно одобрено решение о росте утильсбора на легковые автомобили — именно за счет него в правительстве хотели найти дополнительные средства на поддержку спроса. В Минпромторге полагают, что теперь средств на льготы хватит до конца года, но, судя по историческим данным, речь может идти скорее о нескольких месяцах.

Программа льготного автокредитования в РФ, прерванная в середине февраля из-за исчерпания выделенных бюджетных средств, может перезапуститься в течение месяца, рассказали собеседники «Ъ» на авторынке. В рамках программы бюджет компенсирует 10% от авансового платежа за машину стоимостью до 1,5 млн руб. Один из собеседников «Ъ» говорит, что правительство одобрило выделение дополнительно 5 млрд руб.

В банках подтверждают такие параметры. В РГС-банке ожидают перезапуск программы в мае 2021 года, отмечая, что уже начат сбор заявок от банков на участие в программах льготного автокредитования («Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль») и автолизинге. Предварительно выделенный дополнительный лимит на программу составит порядка 5 млрд руб. В банке также отмечают, что планируется введение еще одной категории граждан, которые смогут претендовать на льготные автокредиты. В ВТБ говорят, что официально получили приглашение участвовать в новом конкурсе..

Источники «Ъ» поясняют, что отбор заканчивается 27 мая. Это значит, что программа может запуститься в июне, но банки на свой риск могут начать выдавать кредиты и ранее.

О том, что в планах правительства не только увеличить финансирование программ спроса на автомобили, но и расширить категории участников, заявил 13 апреля глава Минпромторга Денис Мантуров. «В ближайшее время добавим средства на компенсацию по льготному автолизингу и по автокредитованию, расширим категории, в том числе кому это будет предоставляться», — сказал он. В Минпромторге не комментируют новые параметры и объемы финансирования. Но Денис Мантуров подчеркивал: «Этих мер точно будет достаточно для стимулирования рынка до конца текущего года».

Источники «Ъ» поясняли, что большая часть денег пошла на погашение долгов перед банками по этой программе за 2020 год. Предполагается, что источником новых средств на льготное автокредитование станет индексация утильсбора на легковые автомобили на 25%. Хотя правительство планировало повысить утильсбор еще в марте, этого пока не произошло. Традиционно правительство увеличивает финансирование льготного автокредитования в течение года, и в пандемическом 2020 году на эти цели были выделены рекордные 17,5 млрд руб. При этом реальный объем субсидии составил 22,9 млрд руб., поскольку часть долгов перед банками была закрыта только в 2021 году. В 2019 году программы льготного автокредитования запустились только с марта, и выделенные на старте 3 млрд руб. были исчерпаны в конце апреля (затем финансирование увеличилось еще на 6 млрд руб.).

В среднем расходы на эту субсидию в обычной ситуации составляют около 1,5 млрд руб. в месяц, говорит Сергей Удалов из «Автостата», но сравнивая с данными за 2019 год, нужно учитывать рост планки по стоимости машины с 1 млн до 1,5 млн руб., а также увеличившиеся цены на автомобили.

При этом, отмечает аналитик, сейчас дефицит бюджетных машин, на которые традиционно распространяется льготное автокредитование (большая его часть приходится на Lada), снижается. Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» обращает внимание на то, что спрос на машины уже начал страдать из-за роста цен в этом году, поэтому предоставление дополнительной поддержки логично. Напомним, в январе—марте машины подорожали на 2-8%, с апреля многие автоконцерны вновь обновили прайс-листы. Кроме того, фактор роста утильсбора уже оттянул часть спроса на первые месяцы года, поскольку клиенты спешили купить машину до его повышения, что также может негативно сказаться на дальнейшей динамике спроса.

Ольга Никитина, Полина Трифонова