Упрощенное оформление ДТП между двумя автомобилями без пострадавших существует в России больше 11 лет, а произвести все необходимые манипуляции через мобильное приложение можно с 2019 года. Но, несмотря на это, тысячи водителей все равно продолжают действовать по старинке, вызывая сотрудников ГИБДД даже по пустякам, часами мешая движению и усугубляя без того возникающие повсеместно пробки.
Авто Mail.ru решил узнать у водителей, как они поступают в подобных ситуациях. В опросе приняло участие 6592 пользователя проекта, из которых в аварии без пострадавших попадало 5210 человек или 79%. Две трети из последних (68%) оставили свои машины на дороге нетронутыми до приезда экипажа ДПС. И лишь треть (32%) убрали пострадавшие в аварии автомобили с проезжей части, чтобы не мешать движению.
Большинство автовладельцев (свыше 41%), перегородивших дорогу после аварии, поступили так из-за опасений, что страховая компания может найти формальные основания для отказа в выплате компенсации пострадавшей стороне.
Немногим меньше водителей (36%) побоялись освобождать проезжую часть, считая, что их лишат прав за оставление места ДТП.
Остальных (почти 23%) беспокоит, что перемещение транспортного средства затруднит определение виновника.
Чтобы не тратить драгоценные часы в ожидании экипажа ДПС, почти 44% водителей договаривались с другим участником аварии об урегулировании ущерба на месте. Однако большинству или 56% автовладельцев это не удавалось. Впрочем, и у тех водителей, кто вызывал представителей правопорядка, оформление проходило не по единому сценарию.
Прибывшие сотрудники ДПС оформили все необходимые документы только половине автомобилистов или 47%. Свыше 21% водителей для составления бумаг были приглашены в отделение, а 17,5% автовладельцев приехавшие по вызову полицейские предложили оформить ДТП по европротоколу. Есть и те, кому в составлении бумаг инспекторы вовсе отказали. Таких нашлось 175 человек или 3%.
Недоверие водителей к новым прогрессивным схемам и процедурам в оформлениях аварий достаточно велико. 60% участников опроса отнеслись скептически к идее прописать в ПДД обязанность автовладельцев в случае ДТП без пострадавших освобождать проезжую часть. И только 40% верят, что это может улучшить ситуацию на дорогах. В частности позволит уменьшить число пробок в местах аварий.
Дмитрий Митрошин, начальник «Научного центра безопасности дорожного движения МВД России»: «Для нас результаты опроса, к сожалению, не стали неожиданностью. Несмотря на то, что европротокол в нашей стране работает уже много лет, и количество водителей, воспользовавшихся им, постоянно увеличивается, многие по-прежнему предпочитают полагаться в оформлении ДТП на сотрудников Госавтоинспекции. Но хуже всего, что водители не соблюдают требования Правил дорожного движения освободить проезжую часть, если в ДТП нет пострадавших. Они забывают о главной опасности: машины и люди посередине дороги могут стать неожиданностью для других водителей и спровоцировать еще одно ДТП, последствия которого могут оказаться более тяжелыми. На наш взгляд, чтобы решить эту проблему, в первую очередь, требуются усилия страхового сообщества. Необходимо, чтобы у людей не было опасений, что им откажут в страховых выплатах или ошибочно признают виновниками аварии. Для этого вся система страхования гражданской ответственности и имущественного страхования должна стать более простой и прозрачной».