Росстандарт отменит ГОСТ, позволяющий применять объединенные, уменьшенные и другие нестандартные дорожные знаки, а также указатель, разрешающий правый поворот на красный свет. Решение принято по жалобе Научного центра безопасности дорожного движения МВД там считают, что ГОСТ противоречит Венской конвенции о дорожном движении и другим документам. Впрочем, даже после отмены документа регионы смогут применять уменьшенные знаки, а ранее установленные нестандартные указатели останутся на своих местах.
Комиссия Росстандарта по апелляциям (рассматривает жалобы на документы в области стандартизации) приняла решение отменить ГОСТ 58398-2019 «Экспериментальные технические средства организации движения», следует из протокола комиссии («Ъ» ознакомился с текстом). Апробированные в отменяемом документе положения переносятся в другие стандарты.
Возможность применения экспериментальных — уменьшенных, объединенных (например, «Парковка» и «Платные услуги») — и других нестандартных дорожных знаков власти обсуждали с 2015 года. Проект инициировал экспертный центр Probok.net и столичный Центр организации дорожного движения (ЦОДД). Идея состояла в том, чтобы избежать нагромождения указателей в городах. По поручению Игоря Шувалова (тогда первого вице-премьера) Москва и Санкт-Петербург начали применять нестандартные знаки в пилотном режиме. В 2017 году был введен в действие предварительный стандарт об экспериментальных знаках, в 2019 году он приобрел статус национального ГОСТа. В нем также заложена возможность использовать рядом со светофором «стрелку», позволяющую автомобилистам поворачивать направо на красный свет.
В 2018 году ЦОДД установил в СВАО несколько уменьшенных знаков, а ГИБДД через суд оштрафовала ЦОДД за это суммарно на 500 тыс. руб. Но Мосгорсуд по жалобе центра постановления отменил. Одновременно Научный центр безопасности дорожного движения МВД (НЦ БДД — входит в структуру Госавтоинспекции) добивался отмены самого ГОСТа. Процесс занял два года, и только в феврале 2021 года комиссия Росстандарта приняла окончательное решение.
Основная претензия НЦ БДД сводилась к дублированию и противоречиям между оспариваемым ГОСТом и действующими ГОСТ 52289 и 52290 (разметка, светофоры, знаки, их типоразмеры, правила применения). К примеру, возможность установки экспериментальных знаков ранее уже существовала и существует сейчас. Для этого владельцы дорог должны получить разрешение у ГИБДД, описав при этом «цели и задачи» эксперимента и его ожидаемый результат. Кроме того, необходимо представить «методику оценки эффективности», а также установить для участников движения разъясняющие «транспаранты». Более того, часть уменьшенных указателей предусмотрены действующей редакцией ГОСТа 52289, а значит их можно устанавливать и без согласований с Госавтоинспекцией.
По мнению НЦ БДД, водитель не обязан знать требования экспериментальных знаков из ГОСТ 58398, потому что ПДД на него не ссылаются. Существует также распоряжение правительства No 2438 об обязательных стандартах в области дорожного движения — и оспариваемый ГОСТ в этот перечень не входит. Это, в свою очередь, может ввести в заблуждение участников госзакупок — если, к примеру, регион решит закупить партию указателей по ГОСТ 58398, а обязательны к применению совсем другие (на это Росстандарт обращает внимание в протоколе)..
Глава Probok.net Александр Шумский с решением Росстандарта не согласен. По его мнению, ГИБДД «борется со здравым смыслом», а оспариваемый стандарт лишь расширяет способы и варианты применения знаков, утвержденных ПДД и другими ГОСТами. Когда документ утверждался, подчеркивает господин Шумский, разработчики запрашивали позицию начальника ГИБДД России Михаила Черникова — и тот признал «успешными» результаты эксперимента.
В ЦОДД «Ъ» не смогли сказать, сколько в городе установлено нестандартных знаков. Судя по сообщениям в СМИ, речь идет о нескольких сотнях (их много в центре, у станций метро и т. д.). «Мы не в курсе возможной отмены ГОСТа, но обязательно обсудим этот вопрос с коллегами из ГИБДД, — заявили “Ъ” в центре. — Мы аккуратно внедряем любые новые проекты, изучаем, как это повлияет на безопасность». В ЦОДД подчеркнули, что малые знаки установлены в рамках согласованного с ГИБДД эксперимента: из комментария следует, что экспериментальные указатели ставились по ГОСТ 52289, а не оспариваемому стандарту, и останутся на местах даже после его отмены. Аналогичная ситуация и в Санкт-Петербурге, где в 2017 году установили 210 указателей малого размера. В городском комитете по развитию транспортной инфраструктуры «Ъ» заявили, что способ установки знаков соответствует ГОСТ 52289, поэтому замена их не планируется.
Иван Буранов; Яна Войцеховская