Все остальные сохранили свои позиции в рейтинге, но за одним исключением – корейская Hyundai перескочила сразу на три позиции вверх и заняла 2-е место. Точнее, это место ей уступил Ford.
Продажи новых иномарок в России
Марка 4 кв. 2003 г. 1 кв. 2004 г. изменение, %
Toyota 8336 8661 3,9
Hyundai 5034 6662 32,34
Ford 7871 6273 -20,30
Daewoo 6070 6112 0,69
Mitsubishi 5352 4676 -12,63
KIA 3929 4288 9,14
Renault 2656 3281 23,53
Nissan 2521 2950 17,02
Opel 2544 2638 3,69
Peugeot 2110 1682 -20,28
С начала апреля представительства компанией стали бодро рапортовать о многократном увеличении продаж. Например, Toyota, которая за январь-март этого года продала 8661 машины, сообщила, что увеличила реализацию почти в три раза по сравнению с прошлым годом, а продажи Lexus вообще выросли в пять раз. Другой лидер российского рынка – Daewoo – сообщил, что увеличил продажи больше чем в три раза. Правда, компании сравнивали свои показатели с «аналогичным периодом» прошлого года, то есть первым кварталом.
Впрочем, и очередные рапорты о рекордах не обошлись без игры с цифрами. Аналитики рынка считают, что значительное увеличение продаж иностранных производителей в первом квартале 2004 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года не очень показательный критерий для оценки их достижений. Вице-президент инвестиционной группы «Атон» Александр Агибалов сказал «Газете.Ru», что высокие сравнительные показатели связаны с тем, что к началу 2003 года рынок иномарок был перенасыщен подержанными автомобилями. По мере того как падало предложение «сэконд-хэнда», начали расти продажи новых недорогих иномарок.
В «Атоне» считают, что более корректно сопоставлять результаты с последним кварталом прошедшего года. При таком сравнении Toyota действительно смогла увеличить квартальные продажи, но не в три раза, а на 3,9%, Daewoo практически застыло на месте (+0,7%), а Ford продал меньше на 20% машин.
Наибольшие успехи – увеличение продаж почти на треть – у Hyundai (32%), что и позволило компании выйти на второе место по популярности.
Показатели многих лидеров снизились. Конечно, нельзя говорить глобальном ухудшении продаж иномарок. Из-за предновогоднего бума у дилеров всегда получается реализовать к концу года больше автомобилей.
Но очень похоже, что прогнозы о 30-ти процентном росте продаж новых иномарок в 2004 году могут и не сбыться. Из показателей первой десятки видно, что в целом продажи увеличились всего на 1,7%. Приходится констатировать, что нашествие новых иномарок на Россию закончилось или временно притормозилось.
А если учитывать, что во второй десятке снизили продажи практически все, получится, что никакого увеличения в количестве проданных иномарок вообще нет (более точные показатели всего рынка можно будет выяснить, когда свои продажи посчитают все импортеры).
Если же рассматривать личное первенство моделей, то получится, что Hyundai обыграл Ford за счет одной модели, причем отечественной сборки. По данным представительства Ford, за 4 квартал 2003 года было продано 6464 машин модели Focus. За первые три месяца этого года – 4997. Корейцы же мощно выступили со своей машинкой Hyundai Accent таганрогской сборки – 3126 за I квартал 2004 года против 2276 штук в конце прошлого. Непонятно, почему фордовцы так сдали позиции. По словам начальника отдела продаж автосалона «Ford-Кунцево» Александра Кочеткова, спрос на «Фокусы» не снижается с самого начала их продаж. Причем ближе к весне количество заказов начало расти. «Сейчас, чтобы приобрести «Фокус», надо записываться в очередь и ожидать не менее полугода, – говорит Кочетков. – Время ожидания не зависит от комплектации автомобиля. Более дорогие «Фокусы» с автоматической коробкой передач и богатой отделкой салона приходится ждать по 6 месяцев, так же как и самые простые модификации».
Еще недавно аналитики уверяли, что в этом году в в России может быть продано около 300 тыс. новых иномарок (в прошлом году чуть больше 195 тыс.). Например, в «Атоне» считают, что этому могут способствовать активное развитие дилерских сетей удобные кредитные схемы с низкими процентами. Возможно, по итогам первого квартала 2004 года многим придется пересмотреть свои взгляды на рынок.