Российская Госавтоинспекция не ведет статистику аварий с животными во всех регионах страны, да и статистика эта все равно была бы приблизительной. Птицу, прилетевшую в лобовое стекло, стражи порядка будут фиксировать только если водитель сам обратится в полицию, а так почти никто не делает.
Так что проблемой обычно занимаются автопроизводители и страховщики, которые в основном имеют дело с последствиями аварий, где так или иначе участвовали животные.
Непристегнутые животные в салоне — риск травм водителя
В ПДД никак не зафиксирован порядок перевозки в салоне автомобиля домашних животных. Возможно, потому, что число аварий с домашними любимцами, путешествующими в машине, совсем невелико. Однако это не отменяет большой риск.
Эти цифры обычно используют, убеждая пристегиваться людей, а также пропагандируя детские кресла: при лобовом столкновении на скорости 60 км/ч ребенок массой 4 кг будет весить уже 120 кг — и на руках его не удержать. Те же расчеты справедливы и для животных.
Даже маленькая собачка или кошка, не зафиксированная на сиденье автомобиля, в случае столкновения превратится в снаряд весом десятки кг, который полетит в голову водителя или переднего пассажира.
Крупная собака в случае ДТП только своим весом способна нанести серьезные увечья хозяину. Именно поэтому важно пристегивать животных, используя специальные приспособления.
Сбили чье-то животное — придется платить
Если на дорогу выбежала чья-то собака, кошка, курица, поросенок — да кто угодно, — а водитель нарушал ПДД и поэтому сбил животное, то автомобилиста обяжут компенсировать стоимость зверя. Тут, правда, должен сработать полис ОСАГО.
Если его по каким-то причинам нет (или он поддельный), то владелец животного может требовать компенсации через суд. Если сбить животное и скрыться, то это могут приравнять к оставлению места ДТП. Если найдут — лишат прав.
В теории работает и обратная норма: если животное выбежало на дорогу по вине владельца и стало причиной аварии — хозяин должен компенсировать ущерб водителю машины. Однако на практике суд в таких делах может и не встать на сторону автомобилиста. В том числе и потому, что доказать вину животного в аварии крайне тяжело.
Крупные животные — особая категория
Крупные лесные животные — лоси, олени, кабаны — создают наибольшую опасность. Столкновение с массивным зверем, который при ударе зачастую пробивает лобовое стекло, чревато самыми серьезными последствиями для водителя. Автомобиль же, как это часто бывает, после подобной аварии, восстановлению не подлежит.
Предъявить претензии, как правило, некому — следить за дикими зверями никто не обязан. Разве что если на скоростной трассе сломано ограждение, то можно обвинить в ДТП эксплуатирующую дорогу организацию.
В розыск из-за зайца
Последствия случаются и у аварий с небольшими дикими животными. Сбив какого-нибудь зайца, водители зачастую просто уезжают, однако если на машине остались следы от столкновения, водителя могут тормозить хоть на всех постах ДПС подряд, чтобы поинтересоваться, не скрылся ли он с места ДТП.
В некоторых случаях за такой «побег» с места аварии и наказывают — например, если под колеса попало животное, внесенное в Красную книгу. Таких прецедентов, конечно, немного, а практики уголовного наказания за гибель редкого зверя под колесами вообще нет, однако последствие в виде лишения прав вполне реально. Лучше всего в подобной ситуации позвонить в ГИБДД, чтобы снять с себя все возможные претензии.
Также стоит учитывать, что полисы каско, как правило, компенсируют ущерб, вызванный действиями животных. Если у водителя есть такой полис, то аварию однозначно стоит оформить.
Объезжать тоже нужно уметь
Первое желание водителя, замечающего животного на дороге, — попытаться зверя объехать. Однако и это нужно делать очень осторожно — рефлекторный выезд на встречную ради спасения зайца нередко становится причиной лобовых столкновений. Любое маневрирование без предварительной оценки ситуации сзади также крайне опасно.
Если из-за объезда животного случится авария с участием нескольких автомобилей, то в большинстве случаев виновным признают водителя, пытавшегося маневрировать. Единственным правильным с точки зрения ПДД действием при неожиданном появлении препятствия на дороге считается попытка тормозить, не меняя ряда.