Первая рабочая неделя, во время которой для профилактики распространения коронавируса большое число офисных сотрудников работали в режиме удаленного доступа, завершилась у россиян. О том, как изменился спрос на услуги заказа такси, каршеринг и доставку еды, ТАСС узнал у экспертов.
В пятницу департамент транспорта Москвы сообщил, что в период с 2 по 19 марта такси и каршерингом в Москве стали пользоваться на 10%-15% реже. Эта тенденция коснулась как поездок по городу, так и в аэропорты, а также в крупные офисные кластеры. При этом в сообщении отмечается, что увеличилось количество поездок на этом виде транспорта в торговые центры. Кроме того, такси стали чаще использовать как курьерские службы.
«При этом утренние и вечерние пики снизились в количестве заказов. Предполагаем, это связано с тем, что люди не едут на работу, остаются дома, а выбираются куда-то днем и предпочитают общественному транспорту такси. В регионах на этой неделе мы также видим рост по поездкам в большинстве городов-миллионников, в ряде из них рост превышает 15%, если оценивать динамику день ко дню», — сообщил ТАСС пресс-секретарь компании «Ситимобил» Георгий Лобушкин.
В сервисе «Везет» при этом сообщили, что взрывного спроса на такси не наблюдают. «По сравнению с прошлой неделей в некоторых городах увеличилось количество заказов. Но вместе с потенциальным стремлением людей уменьшить контакты в общественном транспорте, на это могла повлиять погода. Например, в Москве резко похолодало, как и на Урале. В Московской области наиболее увеличились заказы в Домодедове и Серпухове — на 10% по сравнению с неделей, начавшейся 9 марта», — сказали там.
Даже в крупных региональных центрах, таких, как Челябинск, Екатеринбург, Новосибирск, Краснодар, не поменялось количество заказов по сравнению с обычным сезонным уровнем. «Мы видим серьезные риски в снижении количества поездок из-за домашнего карантина, также есть потенциальная угроза в уменьшении количества активных перевозчиков. Будем реагировать на потребности рынка, чтобы все, у кого есть потребность безопасно передвигаться по городу, могли это сделать на самом бесконтактном общественном транспорте», — выразили свои опасения в сервисе «Везет».
Без контактов в «персональном» авто
Многие российские компании неоднократно рекомендовали своим сотрудникам для профилактики распространения коронавируса нового типа сократить количество поездок на общественном транспорте. Некоторые из организаций в случае необходимости поездки рекомендовали помимо такси использовать каршеринг. В этом сегменте изменение спроса также распределяется неравномерно, сообщили ТАСС сервисы.
«Безусловно это связано с тем, что люди избегают общественного транспорта и выбирают индивидуальное средство передвижения. Мы обеспечиваем автомобили антисептическими средствами и просим клиентов обрабатывать ими руль, рычаг коробки передач и другие поверхности, с которыми водители соприкасаются», — сказали в компании.
Компания «Делимобиль» сообщила, что заметила изменения в том, как жители городов пользуются каршерингом. «Например, в Москве мы видим падение утренних поездок, при этом число дневных и вечерних увеличилось в два и полтора раза. Увеличивается и время самой поездки, а также время ожидания — на 10% по сравнению с прошлой неделей», — сказали там.
Отдельным трендом стали маршруты поездок, которые последнюю неделю соответствуют выходным дням: из спальных районов даже в будний день люди отправляются в сторону торговых центров. Компания видит рост выручки по всем городам, но наибольший приходится на Москву, Санкт-Петербург и Екатеринбург. «На 40% выросла выручка в корпоративном сегменте — сейчас он доступен только в России. Компании, заботясь о безопасности сотрудников, побуждают их передвигаться на машинах каршеринга», — пояснили в «Делимобиль».
Как изменились «пищевые привычки»?
Сервисы доставки еды из-за удаленного графика работы офисных сотрудников также фиксируют новые тренды.
«Ситуация в России развивается по аналогичному сценарию. По итогам прошлых выходных количество заказов продуктов (компания осуществляет доставку продуктов только в Москве и Санкт-Петербурге) выросло на 22% по сравнению с предыдущими. По итогам понедельника — четверга рост, по сравнению с аналогичным периодом прошлой недели, составил 29%», — сообщили в пресс-службе компании.
Рынок доставки еды из ресторанов также продолжает расти, но в большей степени Delivery Club связывает это с традиционными факторами, нежели с эпидемиологической ситуацией. «Изменение, которое заметно сейчас — некоторое перераспределение спроса между офисами и спальными районами в Москве. Количество компаний, переводящих сотрудников на удаленный режим, в столице растет. Активные пользователи доставки в свою очередь продолжают пользоваться сервисом для организации своего питания», — сказали в компании.
Какие меры предпринимают IT-сервисы?
Большинство IT-сервисов за несколько недель внедрили меры, которые способствуют нераспространению коронавируса в России. Агрегаторы такси, которые не имеют собственных парков машин, распространяют среди своих партнеров — таксопарков — специальные памятки с перечнем профилактических мер, в том числе о том, что машины должны проходить ежедневную дезинфекцию. Аналогичные памятки появились и для пассажиров.
Сервисы каршеринга также подключись к работе по дезинфекции машин, помимо ежедневной специализированной обработки в машинах «на прокат», компании стараются оставить дезинфицирующие средства и салфетки, которыми можно протереть руль и коробку передач. Что касается сервисов доставки еды — в этом сегменте изменения коснулись способа доставки заказов. Компании ввели функцию «бесконтактной доставки» — когда курьер оставляет заказ на пороге и не взаимодействует с клиентом, а также максимально переводят оплаты в безналичный расчет.
Ольга Шнайдер
Между тем, китайские ученые признали автобусы переносчиками коронавируса. Подробности — в видео ниже.