НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Как едут беспилотные Nissan в 2020 году: личный опыт

27 февраля 2020 10:00
В XXI веке автомобили будут ездить сами по себе. В этом уже никто не сомневается

Прогнозы отличаются только в сроках появления беспилотных автомобилей на наших дорогах: даже отъявленные оптимисты поняли, что в ближайшие пять лет революции в этой области не произойдет. Уж слишком много технических (и этических) проблем возникло по мере создания таких машин. Однако производители уже давно работают над беспилотными машинами и добились на этом пути огромных успехов.

Чтобы узнать, каких именно, редактор Авто Mail.ru полетел в Англию и встретился с инженерами компании Nissan. И прокатился на настоящем автономном автомобиле.

Важный рекорд

На самом деле мы не просто прокатились, а приняли участие в беспрецедентном событии — самом сложном на данный момент тест-драйве такого транспорта по дорогам Великобритании.

На первый взгляд, Nissan Leaf проехал не слишком много — 370 км. Однако чтобы осуществить этот пробег, инженерам пришлось работать несколько лет. И не только ниссановским — трудился целый консорциум под названием HumanDrive (помимо «Ниссана» в него входят еще 11 партнеров). А общий объём финансирования HumanDrive на сегодняшний момент уже составил 13,5 млн фунтов стерлингов.

Автономные Nissan Leaf проехали в Великобритании по самым обычным – и далеко не лучшим – дорогам

Подготовка: 2,4 дня за 1 км

Подготовка к пробегу заняла в общей сложности 30 месяцев. То есть если разделить расстояние на количество затраченного времени, то получится 2,4 дня работ на 1 км пути. Но зато и результат оказался достойным.

Ведь автономный Nissan Leaf может не просто ездить по дорогам с идеальной разметкой, как это обычно бывает при подобных испытаниях. Перед инженерами была поставлена задача: машина должна быть максимально подготовлена к суровой жизни. Поэтому Leaf готовили к путешествию по так называемым британским B-road или второстепенным загородным трассам с отсутствующей или минимальной дорожной разметкой, к сложными для «роботов» круговыми развязками и так далее.

В общей сложности консорциум HumanDrive вложил в проект создания автономных автомобилей 13,5 млн фунтов стерлингов

Однако научить машину безопасно ездить по дорогам, поворачивать в нужном месте и не врезаться в другие машины — это еще полдела. Стояла и другая задача — сделать так, чтобы для пассажира поездка на беспилотнике мало чем отличалась по ощущениям от передвижения от «обычной» машине. Это назвали «человекоподобное поведение» — речь идет о том, что автономный автомобиль должен плавно (но и не слишком медленно) разгоняться, отказаться от резких поворотов, неожиданного торможения перед ямами или лежачими полицейскими и так далее.

Третья глобальная задача, которая стояла перед инженерами, — это работа над так называемой кибербезопасностью. Пока мы с вами с этой проблемой не сталкиваемся (оно и понятно — беспилотников на дорогах нет). Однако эксперты уже думают о ней.

Что будет, если кто-то на расстоянии завладеет вашей машиной? Куда этот «некто» может ее направить? Какие возможности будут у террористов, если автомобили научатся ездить без водителя, и как с этими угрозами будут бороться спецслужбы? И таких вопросов может быть великое множество. Конкретных ответов на них мы пока не знаем. Но скоро они должны появиться.
Проект HumanDrive внес огромный вклад в создание стандартов, относящихся к основам кибербезопасности. На их базе будут разрабатываться концепции сертификации будущих экосистем мобильности. Думаю, можно с уверенностью сказать, что HumanDrive стал огромным шагом к безопасному выводу автономных автомобилей на дороги Великобритании
Вольфганг Шустертехнический директор направления интеллектуальной мобильности компании Atkins

Как мы ездили

Это только в фантастических фильмах (и красивых фотографиях от автопроизводителей) пассажиры в беспилотных автомобилях сидят на диванах, читают книги, смотрят телевизор или мило улыбаются друг другу.

В реальности же поездка на таких авто в 2020 году — это тяжелая работа. Причем как минимум двух человек. Задача одного из них сидеть на втором ряду и работать с компьютерами, которые записывают гигантское количество данных. Второй испытатель сидит на месте водителя. И он тоже не может расслабиться: его руки постоянно находятся в паре сантиметрах от руля, а ноги расположены рядом с педалями (все водители, которые участвовали в этом проекте, прошли специальные обучающие курсы). Главная задача водителя — исправлять ошибки автомобиля, которые теоретически могут возникнуть. Но — внимание — при 370-километровом пробеге вмешательства от человека не потребовалось ни разу.

В каждом беспилотном автомобиле на данный момент сидят как минимум два человека: один следит за компьютерами, а второй готов в любой момент взять управление на себя

Личные ощущения от езды на беспилотном автомобиле не отличаются от поездки с водителем с безопасным и спокойным стилем вождения (а именно этого разработчики и добивались). Особенно если не учитывать огромное количество компьютеров и мониторов в салоне. И не обращать внимания на то, что водитель не держится руками за руль. Машина разгонятся со средней скоростью потока, одновременно с ним тормозит, спокойно и четко поворачивает и вовремя тормозит. Никакой дерганности и резких движений. А страх, что электроника начнет чудить и в кого-нибудь врежется, улетучивается очень быстро — буквально 10 минут поездки и ты вообще забываешь, что этим автомобилем управляет не человек.

Правда, нужно сделать одну поправку — во время испытаний скорость Nissan Leaf была искусственно ограничена 60 км/ч. Машина могла бы ехать и быстрее, однако инженеры пока предпочитают перестраховываться.

Перспективы

По оценкам экспертов Nissan и HumanDrive, сейчас около 94% всех аварий на дорогах происходит из-за невнимательности или ошибок человека: кто-то превысил скорость на скользкой дороге, кто-то отвлекся, другой не посмотрел в зеркало при перестроении или не заметил пешехода в темноте. И если предположить, что автопилоты станут нормой, то количество аварий должно резко сократиться, ведь такие машины, как автономный Nissan Leaf, никогда не отвлекаются и всегда видят, что происходит вокруг, благодаря многочисленным камерам, радарам и пр. Возможны ли аварии между беспилотниками? В теории — конечно. Абсолютной безопасности быть не может. Однако шансы попасть в ДТП в такой машине будут в несколько раз ниже, чем сейчас.

Вопрос цены чрезвычайно важен. Сколько стоит сейчас беспилотный Nissan Leaf, японцы не сказали — если сложить все потраченные деньги, то сумма получится достаточно высокой. Хотя не надо забывать, что пока сделано лишь несколько беспилотных Leaf. Но как только речь будет идти о массовом производстве, то все эти высокие технологии станут значительно дешевле.

Насколько будут дороже беспилотные автомобили по сравнению с обычными? Ответа на этот вопрос пока никто не даст. Скорее всего, первые годы цена будет сильно отличаться (за все новое приходится платить). Но в дальнейшем цена автономных машин должна приблизиться к стоимости обычных. К тому же появление беспилотных авто сулит и некоторую экономию. Например, страховки таких машин должны быть заметно дешевле. Да и на топливе тоже можно будет сэкономить (вы ведь понимаете, что беспилотники в будущем будут иметь электрический двигатель).

Иван Юнин, Дмитрий Гайдукевич
фото Ивана Юнина и Nissan