НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Утилизация подорожала: кому придется раскошелиться?

20 февраля 2020 08:00
С начала года начали действовать новые коэффициенты утилизационного сбора, и все заволновались — ведь они непосредственно влияют на цены автомобилей! Правда, пока не всех. Кто будет оплачивать повышенную «дань» и как — давайте разбираться вместе

Утильсбор — что это?

Утилизационный сбор в России начали взимать в 2012 году. Именно тогда Россия вступила в ВТО, что заставило существенно снизить пошлины на ввозимые автомобили. Но затраты производителей не уменьшились, ведь государство по сути компенсировало снижение ставок введением утилизационного сбора. Сначала его платили только импортеры — как юридические, так и физические лица.

Однако через два года, в 2014-м, в Правительстве решили, что логично будет новый сбор взимать со всех производителей автомобилей, просто делать поблажки тем, кто производит (или собирает) автомобили в России.

«Скидка» — или, выражаясь официальным языком, «промышленная субсидия», растет по мере увеличения уровня локализации и срока, в течение которого производитель работает в нашей стране.

Платить: кому и сколько?

Если по-простому, то утилизационный сбор платится при первом оформлении российского ПТС на автомобиль (исключение — выдача дубликата ПТС или нового паспорта взамен исписанного) за утилизацию ТС в соответствии с экологическими нормами в будущем. Есть некоторые юридические нюансы, позволяющие избежать уплаты, но таких «послаблений» немного. Например, утилизационный сбор не платят беженцы и репатрианты, ввозящие с собой автомобильную технику для личных нужд, но в случае продажи сбор обязан уплатить новый владелец. Также освобождается от оплаты сбора ретротехника, прошедшая соответствующую экспертизу, и некоторые другие транспортные средства.

Соответственно, уплачивает сбор тот, кто оформляет ПТС. В большинстве случаев это либо производитель автомобиля, либо его импортер.

При этом вполне объяснима необходимость автопроизводителя включить затраты на оплату утильсбора в конечную розничную цену автомобиля — ведь фактически при получении ПТС затраты производителя (или импортера) растут на величину этого сбора. Ключевой момент тут заключается в том, о каких суммах идет речь.

Базовая ставка утилизационного сбора невелика — 20 000 рублей для легковых автомобилей и внедорожников и 15 000 для грузовиков и автобусов. В цене нового автомобиля это сущие копейки, и если бы речь шла о суммах такого порядка, никто бы и не думал всерьез их считать. Однако при расчете взноса базовая ставка умножается на коэффициент, величина которого зависит от возраста автомобиля и объема двигателя.

Именно коэффициенты повышались уже два раза с 2012 года. Фото: depositphotos.com
Источник: depositphotos.com

Последнее повышение, вступившее в силу с 1 января 2020 года, стало поводом для бурного недовольства участников рынка. Для большинства новых автомобилей коэффициенты «подросли» в 2-3 раза!

Что удивительно, не изменилась ситуация только с электромобилями — коэффициент остался на прежнем уровне.

Если сбор — все-таки целевой, именно утилизационный, а не замена «просевших» при вступлении ВТО пошлин, то для электромобилей он должен быть даже больше, ведь их утилизация сложнее и обходится дороже. Вполне возможно, что таким образом стимулируется спрос на электромобили.

Меньше других повышение затронуло микролитражки с объемом двигателя до 1 литра — правда, таких на рынке уже исчезающе мало. Для них сбор увеличился на 46%. Для наиболее массового сегмента — автомобилей с двигателем объемом от 1 до 2 литров — коэффициент увеличился больше чем в 2 раза и составляет 8,92.

Получается, что теперь при оформлении ПТС производителю нужно заплатить 20 000x8,92=178 400 рублей! А вот это уже совсем не маленькая сумма!

Как у нас принято, чем больше объем двигателя, тем больше рост. Для автомобилей с моторами объемом от 2 до 3 литров коэффициент вырос с 6,3 до 14,8 (прирост составил 123,5%), при объеме мотора от 3 до 3,5 л — с 5,73 до 12,98 (126,5%). Ну и самый серьезный рост — 145% — «накрыл» самые дорогие автомобили с моторами объемом свыше 3,5 литра. Вместо 9,08 коэффициент теперь составляет 22,25. Путем нехитрых подсчетов получаем, что за каждуют такую машину импортер должен внести в казну 445 000 рублей — в ряде случаев это около 10% от стоимости автомобиля!

Какие есть варианты?

Естественно, что большинству импортеров просто некуда деваться — получить скидку «за локализацию» они не могут, терпеть убытки не намерены, а значит, цены продолжат рост. Это и происходит: несколько компаний уже заявили о необходимости корректировки цен в связи с ростом своих затрат.

Однако некоторые участники рынка понимают, что значительное подорожание наверняка негативно скажется на динамике продаж, какими бы вескими для него не были причины. Есть производители, которые сдерживают рост цен на автомобили и делают предложения максимально выгодными для своих клиентов.

Например, Lexus принял решение до конца февраля сохранить цены на большинство своих моделей (в список вошли бестселлер RX, а также GX, LX, LS и LC) на уровне декабря 2019.

В компании особо подчеркивают, что изменения цен на другие модели (UX, NX, ES и LX 570 в исполнении Black Vision) связаны не с повышением коэффициентов утилизационного сбора, а с изменениями в комплектации автомобилей, которые теперь оснащаются новой версией мультимедийной системы. Решение довольно смелое, особенно с учетом того, что большинство моделей компании как раз попадает под самую дорогую статью — автомобили с двигателем объемом более 3,5 литра.

Возможно, маркетинговый эксперимент Lexus по сдерживанию цен в январе и феврале увенчается успехом, и компании задумаются о возвращении прежних цен. Но пока говорить об этом рано.