Госавтоинспекция сообщила, что россиян теперь реже лишают водительских удостоверений. Число «лишенцев» в России сократилось по итогам первой половины 2019 года почти на 20%.
Однако не все права действуют всегда и везде. Вопросы к типу водительского удостоверения могут возникнуть как у стражей российских дорог, так и у их зарубежных коллег. И это несмотря на то, согласно Венской конвенции 1968 года о дорожном движении, в природе существует всего два вида прав: национальные и международные.
С какими документами можно ездить по России
Если вы едете по территории нашей страны, право управления подтверждается только российским национальным водительским удостоверением. Это документ любого образца, главное требование к которому — дата в графе «действительно до» не должна быть просрочена.
После массовой замены прав на рубеже веков сейчас у водителей на руках остались два основных вида документов — заламинированный в пленку вертикально ориентированный бумажный бланк, по виду напоминающий удостоверения времен СССР, и удостоверение формата пластиковой карты. К слову, оно тоже бумажное, хоть и напоминает зарубежные образцы из поликарбоната.
Водители в возрасте иногда умудряются предъявлять документы, выданные еще до образования Российской Федерации — в 80-х, а то и 70-х года прошлого века. Помимо ветхости, опознать их можно по отличительному знаку ныне несуществующей страны — «SU».
За исключением подобного рода экзотических «корочек» все остальные действующие на сегодняшний день бланки полностью удовлетворяют требованиям Конвенции. Вопреки популярному заблуждению, касается это и документов старого образца, выдавать которые закончили почти десять лет назад. И с ними по-прежнему можно ехать за границу, если, конечно, срок действия еще не истек.
За рубежом российские права могут не принять
Наверное, все знают, что в ГИБДД можно получить еще и международное водительское удостоверение. С национальным его не спутаешь: это многостраничная книжка-раскладушка с переводом основных сведений на несколько языков, включая японский и китайский.
Парадокс ситуации в том, что как раз в Японии и Китае его не признают, так как эти страны не присоединились к Венской конвенции о дорожном движении. Они руководствуются одноименной Конвенцией, подписанной в Женеве, но почти двумя десятками лет ранее — в 1949 году.
Аналогичным образом международное удостоверение не работает и в ряде арабских стран, несмотря на вязь на одной из страниц. Тем не менее, ряд государств, формально не являющихся участницами Конвенции 1968 года, идут на уступки путешественникам из других стран, признавая их водительские документы.
Вот как раз для таких случаев и может пригодиться международное удостоверение. Хотя и с более привычным национальным документом проблем, как правило, не возникает.
Краткую информацию не только о требуемом в той или иной стране документе, но и о дорожном движении в целом, можно найти и на сайте Консульского департамента российского МИДа в разделе «Двусторонние отношения».
Проще всего со странами-участницами Венской конвенции, которым достаточно и национального водительского удостоверения. Если же вы непременно хотите воспользоваться международными правами, национальные все равно придется предъявить по требованию полицейского. Таково требование Конвенции!
Чем грозит отсутствие водительского удостоверения
Наконец, о том, как наказывают за то, что у водителя нет прав. Если документ был выдан, но по каким-то причинам его не оказалось при проверке, по российским законам кара невелика: предупредят или оштрафуют на 500 рублей (часть 1 статьи 12.3 КоАП РФ).
То же самое происходит, если водитель сел за руль с просроченным удостоверением.
Хуже, если документ не выдавался вообще, то есть права управления транспортным средством у водителя нет в принципе. В этом случае штраф от 5 до 15 тысяч рублей.
Совсем драматично, когда за руль сел водитель, лишенный такого права. В этом случае штраф вырастает до 30 тысяч рублей. Альтернатива — административный арест до 15 суток или обязательные работы продолжительностью от 100 до 200 часов. Решение будет принимать суд. Плюс в обоих случаях придется вызволять машину со штрафстоянки.
В новом КоАП, который сейчас активно обсуждается в Госдуме, ужесточение наказания в этих случаях не предусмотрено. Зато вырастет целый ряд других штрафов. Каких — смотрите в видео: