НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовПекинский автосалон

«Дакар-2020» – плотная борьба, успехи россиян и мрачные новости

20 января 2020 11:00
42-й по счёту легендарный ралли-рейд впервые прошёл по территории Саудовской Аравии. И дебют удался!

Уже много лет именно марафоном «Дакар» начинается гоночный сезон — раньше гонка стартовала даже в конце декабря, а новый год участники встречали в песках африканских пустынь. Впрочем, ещё до переезда ралли в Южную Америку эту традицию упразднили, перенеся старт на начало января. Но 42-й «Дакар» принёс в славную историю очередное новшество.

Смена дислокации

История «Дакара» начиналась с Африки, когда француз Тьери Сабин в 1977 году заблудился в пустыне во время ралли — он едва выбрался и был настолько впечатлён этим местом, что твёрдо решил устроить свои соревнования. И спустя два года участники стартовали в Париже и финишировали в столице Сенегала — Дакаре.

В Африке «Дакар» гостил почти 30 лет, пока вдруг не отменили марафон 2008 года из-за возможных террористических атак, после чего гонка переехала в Южную Америку, а нынешний «Дакар» впервые в истории прошёл на территории Саудовской Аравии. А заодно сменился и директор гонки — после 15 лет на посту Этьена Лавиня сменил Давид Кастера.

Марафон 2020 года был разбит на 12 этапов, суммарная протяжённость зачётных спецучастков составила около 5 тысяч километров
Источник: Вадим Гагарин

Поначалу участникам новая трасса не слишком понравилась — стартовые отрезки гонки были «затычными» и очень каменистыми. Были сложности с обгонами, регулярно случались проколы колёс. И, хотя все отмечали очень хорошую организацию, настроение экипажей улучшилось, лишь когда они выбрались на оперативный простор пустынь. Сетовали только на то, что зрителей тут мало — в Саудовской Аравии автоспорт пока в диковинку, хотя уже в следующем году арабы намереваются провести в стране Гран-При Формулы-1!

Синяя армада

Главные надежды россиян в «Дакаре», конечно, были связаны с командой «КАМАЗ-Мастер», которая до этой гонки побеждала 16 раз и считалась фаворитом «Дакара» 2020 года. Соперников у челнинцев было немного — лидер Iveco, голландец Жерар Де Рой был вынужден пропустить ралли из-за проблем с позвоночником (он заявил, что обязательно вернётся в следующем году), а грузовик Praga чеха Алеша Лопрайса явно не тянул по скорости.

Сергей Вязович уже стоял на подиуме «Дакара», но если в 2018 году это была вторая ступенька, то сейчас пришлось довольствоваться лишь третьей
Источник: Вадим Гагарин

Так что основным конкурентом «КАМАЗов» стали красные «МАЗы» — белорус Сергей Вязович неожиданно воцарился в лидерах после первых спецучастков. Но, едва гонка добралась до пустыни и песчаных дюн, как синие грузовики наверстали упущенное. Причём борьбу Вязовичу навязал отнюдь не лидер «КАМАЗа» Эдуард Николаев — на его долю свалились, кажется, все возможные технические проблемы, а после отказа двигателя на его ремонт было потрачено столько времени, что Николаев доезжал до финиша уже вне зачёта, в качестве «быстрой» технички.

Для Андрея Каргинова эта победа в «Дакаре» стала второй в карьере
Источник: Вадим Гагарин

Статус лидера подхватил Андрей Каргинов, который возглавил гонку на четвёртый день, а следом отодвинул Сергея Вязовича и его напарник Антон Шибалов. Больше в зачёте грузовиков ничего интересного не происходило, кроме того, что «МАЗ» Вязовича угодил в песчаную ловушку и лишь при помощи его коллег смог выбраться. Но третьего места он уже не упустил. Четвёртым тоже стал «КАМАЗ» Дмитрия Сотникова. Поздравляем и наших ребят, и соседей из Белоруссии!

Битва легенд

А вот в легковом зачёте борьба кипела нешуточная. Началась гонка с неожиданной победы литовца Вайдотаса Жалы, затем в лидеры вырвался аргентинец Орландо Терранова, но в итоге три легенды «Дакара» — Карлос Сайнс на багги Mini и Нассер Аль-Аттия со Стефаном Петеранселем на пикапах Toyota — разбирались исключительно между собой. Испанский «Матадор» уже на третий день и, несмотря на собственные ошибки и усилия грозных соперников, лидерства не отдал.

За последние десять лет Карлос Сайнс (двукратный чемпион мира по ралли и отец Карлоса Сайнса-младшего, выступающего в Формуле-1) трижды выигрывал «Дакар», причём на трёх разных машинах — Volkswagen, Peugeot и Mini!
Источник: Вадим Гагарин

Вторым финишировал Аль-Аттия, а 13-кратный победитель «Дакара» Петерансель замкнул тройку, которую после 5 тысяч гоночных километров разделило менее 10 минут! К сожалению, россиянам в легковом зачёте отличиться не удалось — Mini Владимира Васильева сошла после пожара, Александр Доросинский закончил гонку на 14 месте, а Денис Кротов стал 17-м.

Неутомимый Фернандо Алонсо продолжает пробовать новые дисциплины автоспорта (помимо титулов в Формуле-1, испанец выиграл чемпионат мира по гонкам на выносливость (WEC), марафон «24 часа Ле-Мана» и гонялся в «Инди-500»). Добрался он и до финиша своего первого «Дакара» и, похоже, собирается вернуться в Саудовскую Аравию и в следующем году
Источник: Вадим Гагарин

Но два российских штурмана, которые ассистировали арабским гонщикам, попали в десятку — Константин Жильцов с Язидом Аль-Раджи стали четвёртым, а Алексей Кузьмич с Язиром Сейданом — девятыми.
Немалое внимание к «Дакару» привлёк и дебют двукратного чемпиона Формулы-1 Фернандо Алонсо. Испанец развлекал публику весёлыми сообщениями в соцсетях, кувырками и переворотами на дюнах и попал в немало передряг в своём первом «Дакаре». Тем не менее, Алонсо в некоторые дни показывал очень хорошие времена и смог добраться до финиша на 13 месте.

Карякин — снова на подиуме!

В классе мотовездеходов всё наше внимание было приковано к Сергею Карякину, который уже выигрывал «Дакар» в 2017 году на квадроцикле, а теперь перешёл в другую категорию. Ситуация в гонке всё время менялась, лидеры сталкивались с проблемами и откатывались назад, но, к сожалению, марафон для Сергея тоже не обошёлся без сложностей, поэтому воспользоваться неудачами соперников он смог лишь отчасти.

Главной проблемой мотовездехода Сергея Карякина на этом «Дакаре» стала трансмиссия. Россиянин уверен, что им удастся разобраться с этим, и поборется за победу в следующем году
Источник: Вадим Гагарин

Несмотря на все усилия Карякина, максимум ему удалось выйти и закрепиться на втором месте, хотя и это — очень хороший результат, с чем мы Сергея и поздравляем! Гонку выиграл американец Кэйси Карри, а третьим стал прошлогодний победитель «Дакара» в этой категории чилиец Франциско Лопес Контардо. Доехали до финиша и два других россиянина — Илья Русс (23 место) и Алексей Шмотьев (28 место).

Траур на двух колёсах

«Дакар» нередко бывает омрачён смертями участников — как правило, тяжелее всего приходится мотоциклистам. К сожалению, 42-я гонка вошла в список «чёрных» — ушёл из жизни португалец Пауло Гонсалвеш. Причиной стали не травмы в результате аварии, а остановка сердца. А вот голландец Эдвин Стравер упал с мотоцикла накануне финиша и до сих пор находится в критическом состоянии. И не хотелось бы, чтобы он тоже пополнил печальную статистику.

Рикки Бравек не только прервал многолетнюю гегемонию мотоциклов KTM, последняя победа «Хонды» в «Дакаре» датирована аж 1989 годом!
Источник: Вадим Гагарин

А сама гонка в мотоциклетном зачёте прошла без особых сюрпризов — американец Рикки Бравек довёл дело до уверенной победы. После 18 лет господства техники KTM этот успех стал знаковым для «Хонды»! Вторым стал чилиец Пабло Квинтанилья, тройку замкнул прошлогодний победитель «Дакара» австралиец Тоби Прайс.

В квадроциклах всё спокойно

Этот зачёт изначально выглядел самым консервативным по составу участников, а сама гонка прошла без сюрпризов. С самого начала в лидеры вышел чилиец Игнасио Касале, победитель «Дакара» 2017 года, а следом расположился поляк Рафаль Соник (победитель 2015 года). Так бы они и ехали до самого конца, не столкнись Соник с проблемами, отбросившими его на третье место — между титулованными квадроциклистами вклинился француз Симон Витсе. Всего же было классифицировано лишь 12 гонщиков — это самая малочисленная категория «Дакара».

Для Игнасио Касале гонка сложилась достаточно спокойно, после проблем у Соника он контролировал отрыв от Витсе и финишировал с преимуществом 18 минут
Источник: Вадим Гагарин

Уже было объявлено, что следующий «Дакар» снова пройдёт на территории Саудовской Аравии, по части организации особых проблем не было, не считая сокращённой дистанции последнего дня из-за... прокладки трубопроводов в районе проведения соревнований (что выглядит достаточно странно). Но ждать этого придётся почти год, а пока болеем за наших в других дисциплинах автоспорта.