НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

День в истории: испанский след — первый SEAT

13 ноября 2023 07:00
13 ноября 1953 года появился на свет первый автомобиль под брендом SEAT. Им стал 4-дверный седан SEAT 1400. Стоит признать, что производством автомобилей в Каталонии занимались с 1919 года. Здесь обосновался небольшой филиал итальянской фирмы FIAT

И лишь три десятилетия спустя испанцы созрели до собственного автомобильного бренда.

Аббревиатура SEAT (Sociedad Espanola de Automoviles de Turismo) впервые возникла на автомобильном небосклоне в 1950-м, когда в Каталонии собралась компания акционеров, заинтересованных в производстве легковых автомобилей. В нее вошли Национальный Институт промышленности с 51% акций, шесть банков с общей долей в 42%, а итальянский FIAT вошел с технологиями и лицензией на производство, взяв на себя всего 7% акций. В том же 1950 году в окрестностях Барселоны, в Мартореле, началось строительство автомобильного завода, который 13 ноября 1953 года и выдал первую продукцию.

Фабрика могла похвастать довольно скромными размерами. На первых порах здесь выпускали всего по пять автомобилей в день. А бренд оказался не слишком амбициозен, первый SEAT 1400 представлял собой не что иное как FIAT 1400. Испанцам ничего не нужно было изобретать и придумывать. Об этом уже позаботились итальянцы.

По сути, от выбранной в начале своей истории тактики испанский концерн не отступает и до сих пор, предпочитая полагаться на опыт и технический потенциал иных, более сильных, брендов. Так, в 1980 году после вынужденного ухода из SEAT итальянцев, испанцы сразу начали искать нового донора. И уже в 1982 году нашли — подписали контракт с Volkswagen AG, которому уже к 1986 году принадлежал контрольный пакет акций SEAT. А еще через несколько лет испанский бренд практически полностью влился в немецкий концерн и стал его неотъемлемой частью.

Любопытно, что столь пассивная позиция SEAT и нежелание заниматься собственными разработками — строительством новых платформ, созданием двигателей и прочим — нисколько не повлияли на популярность бренда внутри страны. Испанцы охотно покупали «Сеаты», предпочитая их прочим европейским брендам. Так, за 1954 год завод собрал уже около трех тысяч автомобилей, дальше — больше, а в 1957-м тут приступили к сборке SEAT 600, который оказался не менее популярен в Испании, чем его прообраз FIAT 600 в Италии.

За 16 лет производства, по 1973 год, SEAT 600 разошелся тиражом под 800 000 экземпляров и стал чрезвычайно популярен. «Шестисотым» оказался едва ли не каждый четвертый автомобиль в стране. От «Фиата» его отличала лишь эмблема на капоте, а в остальном это был все тот же заднемоторный и заднеприводный автомобиль с 4-цилиндровым 633-кубовым мотором мощностью 19 л.с. Со временем технические характеристики машины менялись вместе с ростом объема и мощности двигателя. Рос и модельный ряд. В 1963-м появился 4-дверный SEAT 800, в начале «семидесятых» 850-я модель. SEAT выпускал купе и даже кабриолеты.

В 1968 году сошел с конвейера SEAT 124. Испанцы продолжали пожинать лавры FIAT, золотая эра которого все еще продолжалась. FIAT 124, как тут не вспомнить наши «Жигули», стал лучшим европейским автомобилем 1967 года.

А дальше было еще множество концептов и моделей, некоторые из которых даже претендовали на определенную самобытность. Взять хотя бы первое поколение SEAT Ibiza 1984 года. Над машиной трудились итальянец Джуджаро, а также немцы из инженерной компании Karmann и концерна Porsche. Считается, что именно первая Ibiza оказалась в итоге самым харизматичным автомобилем за всю историю бренда.

Это говорит о том, что в SEAT все же предпринимали некоторые попытки собственной самоидентификации. Для этого в 1969 году даже начали строить технологический центр. И лишь чуть позже, с его открытием, стало ясно, что никаких новых моторов, трансмиссий и платформ испанцы изобретать даже не думали. Они сделали проще — создали довольно успешное спортивное подразделение SEAT Sport, из которого и родилась нынешняя идеология компании. Дескать, испанцы — народ южный и горячий, поэтому автомобили бренда отличают яркий стиль и спортивные нотки в отделке и настройках.

Уже в семидесятых SEAT занялся самостоятельной разработкой концептов, у компании появилось собственное дизайн-бюро. 

SEAT продает автомобили в более чем 60 странах. Несколько раз бренд официально заходил и в Россию. Но раз за разом терпел неудачу, продажи быстро сворачивались. Последний раз, когда брендом в качестве официального поставщика занимался уже сам Volkswagen, SEAT был вынужден уйти с рынка в 2015 году.