Марка Bugatti строила все свои последние модели с прицелом на то, чтобы именно они были самыми быстрыми в мире, хотя никогда прямо этого не заявляли. И действительно — умопомрачительную отметку 400 км/ч первым преодолел именно гиперкар Veyron в 2005 году. Но с тех пор у него под колёсами постоянно мешались всякие Koenigsegg, SSC и прочие Hennessey. Последняя попытка была сделана Koenigsegg и принесла результат 447 км/ч. Bugatti нужен был убедительный ответ, который надолго поставит конкурентов на место.
Чтобы задать себе новую цель, в Bugatti переметнулись из метрической в имперскую систему мер. Ведь много где на планете скорость измеряют не в километрах в час, а в милях — например, в США, которые являются крупнейшим рынком супер- и гиперкаров. Поэтому отметка 300 миль в час, которая соответствует 482,8 км/ч, представлялась достойной целью — и рубеж красивый, и улучшение относительно предыдущего результата очень серьёзное. Ведь лишние 10 км/ч на скоростях за 400 — это уже огромное достижение. А тут сразу 35!
Подготовка
С каждым — даже незначительным — шагом скорости в сторону 500 км/ч радикально увеличивается нагрузка на шины, узлы и агрегаты, а также возникает риск того, что автомобиль просто взлетит. Ведь на такой скорости летают самолёты, а в истории гонок есть немало примеров, когда просчитанные с точки зрения аэродинамики болиды (недостаточно просчитанные, очевидно) взмывали в воздух и на куда меньших ходах. Поэтому Bugatti Chiron пришлось доработать прежде в плане взаимодействия кузова с воздушным потоком.
Кузов удлинили на 25 см за счёт нового оперения (особенно в задней части) и сделали более обтекаемым. Для этого стандартное антикрыло с функцией воздушного тормоза заменили встроенным спойлером, а дорожный просвет сократили до минимально возможной величины. Трубы выхлопа вынесли максимально назад, чтобы газы минимально влияли на аэродинамику. Трансмиссия осталась стандартной, а вот двигатель под названием Thor (8 литров, W16, 4 турбины) раскачали с 1500 до 1600 л.с. В салоне сварили каркас и оставили единственное, но зато чисто гоночное кресло.
В работе над ходовой частью Bugatti помогали итальянские «формульные» специалисты Dallara, а также шинники из Michelin. На рекордном прототипе использовалась та же дорожная модель Pilot Sport Cup 2, что и на серийных Chiron. Но для этого заезда создали специальный комплект с усиленным кордом, способным выдерживать перегрузки до 5300 G при частоте вращения 4100 оборотов в минуту! После изготовления каждую шину просветили рентгеном, чтобы исключить наличие любых мельчайших неоднородностей в их структуре, а также испытали на стенде со скоростями до 511 км/ч.
Как это было
Заезд проводился на тестовом треке Ehra-Lessen в северной Германии, принадлежащем группе Volkswagen. Он представляет собой 20-километровый овал, где два 180-градусных поворота-бэнкинга соединены прямиками. Для набора 490,484 км/ч гиперкару хватило 8,8-километровой прямой. Для этого пилот вышел на неё из северного бэнкинга со скоростью 200 км/ч и на протяжении 70 секунд ускорялся в режиме полного газа.
В заранее определённой точке прямика ему нужно было вновь замедлиться до 200 км/ч, чтобы попасть в южный бэнкинг. Чтобы вписаться в этот «график» тест-пилоту Bugatti и победителю Ле Мана Энди Уоллейсу потребовалась очень высокая концентрация. Во время тренировочных заездов 58-летний гонщик начинал наблюдения за поведением машины с 300 км/ч и увеличивал темп с шагом 50 км/ч.
После рекордного заезда пилот описал свои впечатления: «Невообразимая скорость. Просто немыслимо развить такую на автомобиле. Но Chiron был хорошо к ней подготовлен, и я чувствовал себя безопасно даже на самом пике». Однако стоит посмотреть работу рук пилота на видео в конце статьи, чтобы понять насколько тяжело контролировать на такой скорости даже рассчитанный на неё автомобиль. Помимо Ле Мана и работы в Bugatti Энди Уоллейс известен тем, что находился за рулём суперкара McLaren F1, который в 1998 году также установил рекорд скорости — 391 км/ч.
Но самое интересное, что в Bugatti не уточнили, что стало ограничителем скорости — возможности автомобиля или длина прямика. На мысли о последнем наталкивает реплика пилота о том, что было важно успеть замедлиться в строго определённой точке в конце отрезка. Трек, кстати, готовили очень тщательно — даже подмели каждый его метр, чтобы обеспечить безопасность заезда. Это ли не показатель того, насколько не имеющей к реальной жизни отношения величиной является максимальная скорость подобных машин?
Что дальше?
Президент Bugatti (и экс-президент Lamborghini) Стефан Винкельман признался, что целью этого проекта было первыми из серийных производителей разменять красивое число 300 миль в час. Но теперь, когда высота взята и имя Bugatti навсегда вписано в историю, Винкельман заявляет, что Bugatti покидает гонку за скоростью и сфокусируется на других приоритетах — эксклюзивности, роскоши, тонкой работе дизайнеров и инженеров.
И главу марки можно понять, потому что эта погоня за рекордами окончательно превратилась в бессмысленное инженерное соревнование. Серийной машине просто незачем и негде ездить по Земле с такой скоростью — слишком сложно это организовать, даже если сама техника и способна так разогнаться. Правда, искушение продолжить, должно быть, всё равно велико — ведь совсем рядом маячит невероятное число 500 км/ч. Пусть даже оно в практическом смысле и ничем не лучше, чем 490.
Конечно, никто не отрицает прекрасных в своей отчаянности попыток людей делать то, что до них ещё никто не делал — это касается и рекордов скорости. Но дальше уже начинается территория специальных болидов, только для того и построенных. И этим ракетам на колёсах уже давно доступны скорости далеко за 1000 км/ч, до которых производителям дорожных машин всё равно никогда не добраться.
Несмотря на уход Bugatti, отсутствие каких-либо заявлений от основных конкурентов, а также запредельную сложность этой инженерной задачи, мне кажется, что заветные 500 км/ч кто-то «расколоть» всё же попробует. Слишком уж красивое число, чтобы какой-нибудь тщеславный мелкосерийный производитель не захотел его покорить. И ведь дотянуться осталось формально всего ничего — какие-то 10 км/ч!
И если это случится, то заполучивший 500 км/ч автомобиль точно останется непобеждённым, так как любая попытка проехать ещё быстрее на околосерийной машине будет сопряжена с титаническими сложностями, затратами и риском. В сравнении с которыми ценность такого достижения будет сомнительной — ну чем условные 513 км/ч лучше 503? Всё равно в историю войдёт та машина, которая первой разменяет 500. Поэтому ждём новый рекорд.