НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Каршеринг в Европе. Как это устроено?

7 октября 2019 12:00
А что если воспользоваться каршерингом в Европе? Авто Mail.ru решил провести эксперимент и опробовать данную услугу в Праге.

Простой запрос в поисковой строке на тему каршеринга в чешской столице выдает множество результатов. Кажется, что «у них» бизнес процветает не хуже нашего! В действительности все не так просто. Зачастую за словами о «каршеринге» скрывается классический прокат с арендой машины минимум на сутки. Такую аренду мы сразу решили не рассматривать. К тому же внезапно глаз цепляется за знакомое название. Оказывается, в Чехии продолжает работать сервис Anytime, который в России уже закрылся.

Мы, русские, не обманываем друг друга

На сайте, который поддерживает английский язык, переходим по ссылке и скачиваем приложение. Неожиданно во время регистрации программа переходит на русский язык — система распознала российский ip-адрес (мы регистрировались еще в России) и автоматически перешла на великий и могучий. Мало того, для регистрации хватило не только российского водительского удостоверения (в/у Республики Беларусь, Казахстана и Украины также подойдут), но даже российского внутригражданского паспорта!

И неважно, что по нему вы не сможете въехать на территорию Чехии! Как и в случае с российским каршерингом, для использования чешского сервиса нужно привязать банковскую карту. Мы привязали российскую — проблем также не возникло.

Что касается самого сервиса, то автопарк Anytime в Праге состоит исключительно из Toyota Yaris с гибридной силовой установкой мощностью 100 л.с., в состав которой входит бесступенчатый вариатор. Сами автомобили довольно неплохо оснащены — присутствуют климат-контроль, мультимедийная и навигационная система и даже камера заднего вида. В общем все, что надо. Работает каршеринг так же, как у нас — ищите с помощью приложения ближайший автомобиль, резервируете, подходите к машине и открываете её. Затем у вас будет несколько минут, чтобы осмотреть автомобиль и, при необходимости, сообщить о повреждениях. И вуаля — можно отправляться в путь!

Наш первый автомобиль Anytime мы нашли довольно быстро, хотя дело происходило на окраине Праги. С попаданием внутрь гибридной Toyota Yaris проблем не возникло, за рулем тоже. В итоге, отдав за первую 20-минутную поездку примерно 100 крон (чуть меньше 300 рублей), мы с радостью открыли для себя мир каршеринга за границей. Оказывается, нам это доступно!

Правда, впоследствии выяснилось, что у Anytime не самый большой автопарк, да и большинство машин сконцентрировано в центре города. Еще один минус «Энитайма» — в пражский аэропорт на них не поедешь. Зато зона охвата сервиса покрывает практически всю Прагу, к тому же каршеринг позволяет парковаться в самом центре чешской столицы в так называемых «синих зонах» (modré zóny), зарезервированных для резидентов. В целом — неплохо, но и стремиться тоже есть куда.

Хороше-е-ечно! Хотя и не всегда

А что у конкурентов? Первой на очереди стала компания Autonapul, которая на своем сайте гордо зовет себя «первым чешским каршерингом». Свои услуги фирма предлагает не только в Праге, но и в Брно, Остраве, Пльзени, Оломоуце и других чешских городах. Правда, при попытке зарегистрироваться нас ждало разочарование. Во-первых, воспользоваться «автомобилем наполовину» (именно так переводится название компании) могут лишь те, у кого в Чехии имеется долгосрочный вид на жительство или хотя бы постоянная регистрация. То есть для туристов Autonapul — не вариант.

Во-вторых, даже в том случае, если подобные документы у вас есть, при регистрации придется отдать 5000 крон (примерно 15 000 рублей) в виде залога, который вам вернут, если вы прекратите пользоваться каршерингом. А еще для регистрации обязательно нужно лично встретиться с менеджером... Прямо скажем, не очень-то удобно!

Зато другой местный сервис — Car4way — не разочаровал. Эта компания по праву считается крупнейшим игроком в Праге. Регистрация происходит онлайн, от нового участника требуют указать свои контактные данные и приложить фото паспорта и водительского удостоверения (российское подходит).

Также участнику нужно заплатить 1000 крон (ок. 3000 рублей) вступительного взноса (у нас по акции цена оказалась в два раза ниже), в которые уже будут включены 150 минут. Единственное, что требуется после регистрации на сайте — скачать на телефон приложение и забрать в одном из офисов специальную чипированную карточку. Как оказалось, она нужна, чтобы попасть внутрь автомобиля. То есть сначала с помощью приложения нужно зарезервировать машину, а потом, приложив карту к считывающему устройству, её открыть... И зачем все так усложнять?

Зато чем Car4way радует, так это богатством выбора. Всего в Праге у компании около 500 автомобилей различных классов — Skoda Citigo, Fabia, Rapid, Octavia, Karoq, коммерческий Volkswagen Caddy и даже электрические Volkswagen Golf и e-Up. Тарифы на поездки различаются в зависимости от класса машины и времени поездки (стоимость увеличивается после 30 мин.).

Например, минута поездки в первые полчаса на Skoda Citigo и Fabia обойдется в 6 крон (ок. 18 рублей), на Rapid — в 7 крон, на Karoq, Octavia и Caddy — в 8 крон, на электромобилях — в 9 крон. Есть еще и другие варианты тарифов, когда пользователь платит 299 крон в месяц, зато получает скидки на минуты. Также автомобили можно взять сразу на выходные (с 16:00 пятницы до 10:00 понедельника) или на неделю. В общем, сетка подобрана действительно грамотно. Кстати, еще один интересный нюанс — оплачивать поездки можно карточкой, а можно — раз в месяц, получая счета по почте.

Мы же решили не испытывать судьбу и воспользоваться классической схемой. В итоге довольно быстро в центре Праги нашелся кроссовер Karoq, на котором мы успешно за 20 минут добрались до дома. Дополнительно платить за поездку не пришлось — её полностью покрыл вступительный взнос 500 крон, который мы оставили при регистрации. В общем, Car4way ставим однозначную «пятерку». Поставили бы с плюсом, если бы на этом каршеринге можно было бы добраться до аэропорта. Но такой опции, увы, пока что нет.

О следующем чешском каршеринге — Ajo — узнаем совершенно случайно, заметив автомобиль на улице. Но большой любви, увы, тут не получается. И дело даже не в том, что у сервиса нет английской версии сайта (нас чешским языком не напугаешь, а вот для туристов это может стать проблемой). Просто у Ajo довольно ограниченная зона парковки, которая к тому же сконцентрирована в центре. То есть взять машину и бросить её на любом разрешенном месте уже не получится. К тому же при регистрации нужно заплатить вступительный взнос 2500 крон (примерно 7500 рублей), что опять-таки практически полностью исключает возможности использования Ajo туристами. Что ж, жаль! Но, как говорится, фирма сама виновата в такой политике.

И немножко «русофобии»...

Но, пожалуй, самый неприятный опыт общения вышел с компанией re.volt. Эта чешская фирма предлагает в Праге прокат компактных электромобилей, электромотоциклов и электроскутеров. На первый взгляд, предложение этого каршеринга выглядело довольно интересным: 6 крон за минуту поездки на электромобиле плюс 10% кэшбека в виде бонусов на дальнейшую поездку. В общем, не дорого, а чем больше ездишь — тем дешевле.

Но уже при регистрации что-то пошло не так. Сначала приложение никак не хотело загружать фотографии документов, а когда это все же удалось, из техподдержки нам ответили отказом в регистрации, сославшись на то, что якобы сервис предназначен исключительно для граждан Евросоюза. Хотя нигде в условиях договора (мы специально изучили документ на чешском языке) не сказано о том, что пользоваться электрокаршерингом могут исключительно европейцы. Отсылка на действующий в Чехии с 2009 года закон, прямо запрещающий дискриминацию по происхождению или гражданству при оказании услуг, также ничего не дала. В компании re.volt нам ответили, что их правила пользования являются добровольными и поэтому якобы под действие закона не подпадают. Вот такая вот легкая дискриминация в центре свободной и толерантной Европы!

К счастью, подобные дискриминационные правила — это исключение. К тому же, нельзя забывать, что у каршеринга автомобилей есть и альтернативы. Например, не так давно компания Skoda запустила сервис аренды электрических скутеров — BeRider. Скачав приложение и зарегистрировавшись (понадобятся водительские права и загранпаспорт), пользователь получает доступ к одному из 50 зеленых мотороллеров на электротяге. Все они сконцентрированы в центральной части чешской столицы.

В боксе каждого из мотороллеров имеется два шлема, а на передней панели — удерживающее устройство с зарядкой для смартфона. Тариф на использование скутера составляет 5 крон (примерно 15 рублей) за минуту езды и половина этой суммы в режиме ожидания. В качестве бонуса новым участникам программы предлагается 15 бесплатных минут при первой поездке. Что же до ездовых качеств скутеров BeRider, то на ходу они мало чем отличаются от классических, разве что нет привычных вибраций и выхлопа.

Еще одна неплоха альтернатива — электросамокаты компании Lime, представленные во многих странах мира. С их использованием все совсем просто — от желающего потребуется предоставить свои регистрационные данные, после чего достаточно будет выбрать понравившийся самокат на карте и сразу же его оплатить через приложение. Цены умеренные. За разблокировку самоката нужно отдать 25 крон (примерно 70-75 рублей), а каждый километр езды обойдется в 4 кроны (примерно 12 рублей). Зона действия электросамокатов ограничена центром Праги. Почему — понятно.

При всех своих плюсах и удобстве, электрокикеры — это все же не полноценный транспорт, а скорее развлечение для туристов. Хотя очень модное и приятное. Наконец, помочь туристу могут и электровелосипеды Freebike, стоящие от 2 крон за минуту поездки. Помимо низкой цены, такие байки имеют еще один плюс — они хоть немного помогают сжечь калории после посещения местных ресторанов.

В Праге туристам стоит рекомендовать сервисы Car4way и Anytime, которые позволят передвигаться по городу без проблем. В качестве альтернативы каршерингу стоит рассмотреть прокат электроскутеров и самокатов — BeRider и Lime, а также электровелосипеды Freebike.