НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Россияне перестали покупать "Шевроле-Ниву"

12 февраля 2004 14:19
Проводя недальновидную ценовую политику, менеджмент СП "GM-АвтоВАЗ" распугал потенциальных покупателей "Шевроле-Нивы"
На прошлой неделе президент - генеральный директор ОАО "АвтоВАЗ" Виталий Вильчик во время встречи с представителями своего трудового коллектива впервые выступил с публичной критикой руководства СП "GM-АвтоВАЗ". Суть его претензий состоит в том, что в результате просчетов менеджмента совместного предприятия выпускаемые "GM-АвтоВАЗом" внедорожники "Шевроле-Нива" оказались невостребованными на рынке. Речь идет о переводе автомобилей "Шевроле-Нива" на евро-цены осенью 2003 года, оказавшемся в отношении этого автомобиля непозволительной роскошью. В результате продажи внедорожников, производимых СП, резко упали, а переломить ситуацию не помог даже обратный перевод цен в доллары: россияне не покупали эти автомобили, ожидая их дальнейшего удешевления. Чтобы увеличить сбыт "Шевроле-Нивы", Виталий Вильчик собирается продавать их через дилерскую сеть АвтоВАЗа. Но эксперты говорят, что действительно решить проблему и повысить спрос на продукцию СП поможет радикальное снижение цены. Поэтому стратегической целью предприятия должен стать постепенный переход только на отечественные комплектующие, по качеству конкурирующие с импортными, но более дешевые.


СП "GM-АвтоВАЗ" представляет собой один из самых крупных на сегодняшний день иностранных инвестиционных проектов в российскую автомобильную промышленность. Компаниям GM и "АвтоВАЗ" принадлежит по 41,5% акций совместного предприятия, а ЕБРР - оставшиеся 17%. Общая стоимость этого проекта - 332 млн долларов. Еще в августе 2003 года генеральный директор совместного предприятия Джон Милонас заявлял, что завод "GM-АвтоВАЗ" работает в плановом режиме, а его продукция пользуется спросом. Правда, годовой план по выпуску автомобилей "Шевроле-Нива" в 2003 году предприятие не выполнило. Так, вместо 35 000 внедорожников "Шевроле-Нива" было произведено 25 235, из которых на начало января было продано около 23 000 автомобилей. Объем производства сократился из-за ценовой политики менеджмента СП, приведшей к падению спроса на автомобили."Главная причина падения спроса на "Шевроле-Нивы" - это непросчитанный шаг по переходу на евро-цены осенью 2003 года. В то время как другие собираемые в России внедорожники (Kia Sportage, УАЗ и т.д.) в конце года продавались по различным кредитным схемам или просто дешевели (таким путем распродавались остатки автомобилей, выпущенных в 2003 году), "GM-АвтоВАЗ" фактически увеличил стоимость автомобиля в минимальной комплектации с 8,5 тыс. долларов почти до 11 тыс. долларов. Из-за того, что в течение года "Шевроле-Нива" пользовалась неплохим спросом, был большой соблазн поднять цену на нее, что менеджеры СП и сделали. Но это не увеличило доходы СП "GM-АвтоВАЗ", а только отпугнуло покупателей", - сообщил RBC daily источник, близкий к АвтоВАЗу.


Данный маркетинговый ход оказался неграмотным еще и потому, что у менеджеров СП не было в запасе тщательно продуманных вариантов дальнейших действий. "Скажем, в настоящее время цена "Шевроле-Нивы" снова исчисляется в рублях и фактически снижена (она составляет 9,6 тыс. долларов). Иными словами, теперь вместо того, чтобы покупать подешевевшую "Шевроле-Ниву", потребитель либо купит другой автомобиль, либо будет ждать уже дальнейшего снижения цены до 8,5 тыс. долларов. Но "GM-АвтоВАЗ" вряд ли на это пойдет. Таким образом, спрос на данные автомобили на сегодня "заморожен"", - говорит собеседник RBC daily.


Правда, в самом СП "GM-АвтоВАЗ" настроены более оптимистично и даже говорят, что неудача с выполнением плана по производству в прошлом году не скажется на реализации планов компании. Как заявил Джон Милонас на пресс-конференции, состоявшейся в середине декабря 2003 года и посвященной итогам года, план производства "GM-АвтоВАЗ" на 2004 год останется без изменений - 60 тыс. автомобилей, а на 2005 г. - 75 тыс. Причина его оптимизма в том, что, несмотря на провал по продажам в конце 2003 г., СП все же закончило год сприбылью, однако не уточнил, сколько составила прибыль. Однако Виталий Вильчик в прошлую среду выразил сомнение в реальности выполнения плана даже на этот год. Он заявил, что план на 2004 год должен быть снижен до 40 тыс. автомобилей.


Для улучшения сбыта "Шевроле-Нивы" г-н Вильчик предложил реализовывать ее через торговую сеть АвтоВАЗа (сегодня сбыт "Шевроле-Нив" осуществляется через собственную дилерскую сеть СП "GM-АвтоВАЗ", ранее дилеры АвтоВАЗа их не продавали). По словам Виталия Вильчика, уже отправлена первая партия автомобилей нескольким вазовским дилерам. Всего же в течение года через свою сеть АвтоВАЗ собирается продать порядка 15-20 тыс. "Шевроле-Нив". "Разумеется, реализация "Шевроле-Нивы" через большую разветвленную сбытовую сеть АвтоВАЗа поможет поднять ее продажи", - прокомментировал RBC daily данное решение Александр Ковригин, заместитель генерального директора "АСМ-Холдинга", занимающегося исследованиями российского автомобильного рынка. Однако на этот счет есть и другое мнение. "Организация продажи "Шевроле-Нивы" через дилеров АвтоВАЗа в помощь дилерам "GM-АвтоВАЗ" только позволяет "раскидать" накопившиеся товарные запасы 2003 года", - говорит источник, близкий к АвтоВАЗу.


Иными словами, только продажами "Шевроле-Нивы" через дилерскую сеть АвтоВАЗа вряд ли удастся выправить ситуацию со спросом на эти автомобили. Поэтому самым вероятным решением проблемы может стать снижение цены автомобиля (например, до 8 тыс. долларов) за счет максимального использования запчастей отечественного производства, причем, по возможности, хорошего качества. "Для этого "GM-АвтоВАЗу" нужно производить автомобиль, большинство компонентов которого будут местного производства", - говорит Стэнли Рут, партнер аудиторско-консультационной компании PricewaterhouseCoopers. По словам же Александра Ковригина, в отличие от завода по производству Ford Focus Всеволожске, "GM-АвтоВАЗ" изначально делал ставку на сборку автомобилей из комплектующих отечественного производства. "Если же качество отдельных российских деталей было неудовлетворительным, они заменялись импортными комплектующими", - отмечает он. Тем не менее, по его прогнозу, со временем "GM-АвтоВАЗ" все-таки сможет собирать "Шевроле-Нивы" только из отечественных комплектующих приемлемого качества, что, естественно, позволит сделать этот автомобиль более доступным.