НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаЛучшие авто 2024 года

Как делают японские машины: история Isuzu

16 мая 2019 07:00
Япония стала по-настоящему автомобильной державой только ближе к концу XX века. Однако мало кто знает, что один из старейших автопроизводителей мира появился именно там. Да-да, компания Isuzu, про которую пойдёт сегодня речь, существует уже больше 100 лет

Если быть точным, Isuzu появилась в 1916 году, когда две компании — Tokyo Ishikawajima Ship Building and Engineering Co., Ltd. и Tokyo Gasand Electric Industrial Co. — решили объединить свои усилия и построили автомобильный завод. Партнёром в этом деле стала бирмингемская компания Wolseley Motors. Вы про нее, возможно, даже не слышали, а в те годы это был очень успешный автопроизводитель. Он поделился технологиями со своими новоявленными японскими партнёрами.

Со стороны британцев это был очень интересный стратегический шаг, поскольку азиатский автомобильный рынок был тогда совсем молод. В результате партнёрство с Isuzu (которая тогда носила необычное и длинное название Ishikawajima Automotive Works) позволило в буквальном смысле открыть этот регион для автомобилизации.

Уже в скором времени, в 1922 году, компания выпустила свою первую пассажирскую машину — адаптированную модель Woseley A9. Автомобили использовались даже в императорской армии — едва ли можно придумать более высокую оценку продукции.

Woseley A9

Причём ещё до этого, в 1918 году, молодой автопроизводитель выпустил небольшую серию грузовиков TGE по заказу вооружённых сил Японии. TGE вообще стали одними из первых автомобилей в истории страны — почти все «самоходные экипажи», которые использовали в то время японцы, были ввезены из Европы и США.

Следующий грузовик компании, построенный на базе модели Wolseley CP, появился в 1924 году и получил местное название Type A. К 1927 году было выпущено 550 экземпляров.

В 1933 году состоялся важный для компании шаг: автопроизводитель по требованию Министерства промышленности Японии объединил производственные мощности со своим конкурентом DAT (который породил Datsun и Nissan) и стал называться Automobile Industries Co., Ltd.

К тому моменту компания выпускала автобусы и бронеавтомобили Sumida и Chiyoda, некоторые модели из этих линеек в 1934 году были переименованы в Isuzu— таким образом, привычное нам название появилось 85 лет назад. (Кстати, долго придумывать имя производителю не пришлось — в префектуре Миэ, где и находится компания, протекает река Исудзу).

Слово Isuzu переводится как «50 колокольчиков»

Основой модельного ряда компании оставались машины, создаваемые для нужд армии, и грузовики TX. Можно сказать, переломный период в истории развития начался в 1942 году, в самый разгар Второй мировой. Тогда производитель тяжёлой техники Hino Heavy Industries, входивший в состав Tokyo Automobile Industries, отделился и стал самостоятельным. Однако выпуск гражданской техники компания смогла продолжить лишь после войны — это было крайне важно для восстановления и демилитаризации страны. Наконец, 4 года спустя, в 1949 году, была проведена окончательная реорганизация, которая положила конец безликому названию Tokyo Automobile Industries и окончательно закрепила имя Isuzu как имя всего автопроизводителя, а не одной линейки машин.

В компании понимали, что выпускать одни лишь грузовики нецелесообразно, несмотря на высокий спрос на них. В результате в 1953 году Isuzu получила лицензию у лондонской компании Rootes и запустила производство автомобилей Hillman Minx (с конвейера их сняли лишь спустя 9 лет, в 1962 году). Этот шаг помог компании разобраться с принципами современного легкового автомобилестроения, и уже в 1961 году Isuzu выпустила модель Bellel — первый легковой автомобиль собственной разработки и первый в Японии дизельный седан.

Выпуск машины был приурочен к Олимпийским играм в Токио в 1964 году. Любопытно, что название «Bellel» является импровизированным переводом на английский слова «Isuzu» — оно представляет собой сочетание слова Bell (колокольчик) и латинской буквы L, которая обозначает цифру «50».

За 6 лет производства Bellel снискал особую популярность в таксопарках и корпоративных гаражах — в первую очередь благодаря недорогому и простому в обслуживании дизельному двигателю.

Ещё одна машина компании — Isuzu Florian-седан среднего класса. Его конструкция оказалась настолько удачной, что автомобиль выпускался почти 20 лет, с 1967 по 1983 год.

Однако даже это не помогло Isuzu закрепиться в качестве производителя легковых автомобилей. В результате, во многом под давлением японского профильного министерства, компания заключила серию неудачных соглашений о партнёрстве — сначала с Fuji Heavy industries, которая производит Subaru, затем с Mitsubishi и Nissan. Все эти коллаборации не давали никакого результата, пока в 1971 году, наконец, не было объявлено о партнёрстве с General Motors.

Американскому гиганту был крайне важен партнёр в Тихоокеанском регионе, поэтому General Motors выкупили сразу 34% акций японского производителя. Это партнёрство оказалось настолько успешным, что в 1972 году в США появился пикап Chevrolet LUV, полностью разработанный японскими инженерами. За пределами Америки он носил название Isuzu Faster.

Более того — Chevrolet до сих пор «пользуется» разработками японских инженеров, выпуская пикап Isuzu D-Max под своим именем. Но на нашем рынке он представлен именно как Isuzu, и в апреле этого года компания представила рестайлинговую версию пикапов D-Max, которые однозначно составят серьёзную конкуренцию другим производителям.

Обновленная модель получила выносливый 3-х литровый двигатель 4J мощностью 177 л.с. Теперь пикап доступен и с автоматической коробкой - 6АКПП. Плюс автомобиль может похвастаться внушительными клиренсом - 235 мм.

Но вернёмся к началу сотрудничества с GM. Американский производитель был очень доволен своим новым партнёром, и уже к 1974 году совместно с Isuzu он разработал легковушку Gemini, основанную на глобальной платформе Chevrolet T-Car. Этот автомобиль в результате выпускался по всему миру под разными названиями: например, в Австралии детище японских инженеров выпускалось как Holden Gemini, в США разные его модификации носили название Buick Opel и Chevrolet Chevette, а в Европе его знали как Opel Kadett C. Конечно, модель адаптировалась под условия каждой страны, но в целом это был один и тот же автомобиль. И, что самое главное, Isuzu занималась не «бейдж-инжинирингом» и наклеиванием своего логотипа на чужую конструкцию, а действительно помогала General Motors дорабатывать машины, построенные на этой платформе.

Пикап ISUZU Panther на базе Gemini

Ещё одним успехом для Isuzu стало спортивное купе Piazza, известное в США под названием Impulse. Особенно важно, что это была совместная разработка японских конструкторов и итальянского дизайн-ателье Джуджаро, которое всегда тщательно относится к выбору своих партнёров. Получившаяся модель оказалась крайне удачной и производилась на протяжении 10 лет, с 1980 по 1990 год. Британские дилеры даже заключили соглашение с компанией Lotus, которая дорабатывала Piazza, поставляемые в Соединённое Королевство.

Однако несмотря на успех маленьких легковушек, Isuzu и Chevrolet приняли решение сконцентрироваться на внедорожниках и пикапах, и в 90-е заключили партнёрство с Honda, которая стала под своим брендом продавать автомобили Isuzu— например, Honda Passport и Acura SLX на самом деле не что иное, как Isuzu Rodeo и Isuzu Trooper. В свою очередь, легковые автомобили Isuzu Gemini и Isuzu Aska были основаны на Honda Domani и Honda Accord.

Isuzu Trooper

В результате конструкторы Isuzu получили возможность больше работать над внедорожниками. Это позволило компании выпустить и пикапы D-Max, про которые мы указали выше, и необычный и титулованный VehiCROSS, используемый компанией и как полигон собственных идей, и как демонстрацию возможностей.

В дальнейшем подразделение по производству внедорожников оказалось настолько успешным, что Isuzu приняла решение совместно с GM организовать производство своих дизельных двигателей DMAX в Огайо, и сейчас этот завод выпускает более 600 моторов в день.

Вторая версия D-Max оснащена светодиодной оптикой (ближний и дальний свет), 7-дюймовым экраном мульмедиа и камерой заднего вида.

И во многом благодаря этому успеху пикапы D-Max оказались так популярны во всем мире.

Эрик Хачатрян