Тренд на микромобильность начали еще в 2014 году китайские велошеринги Ofo и Mobike, а также американская Jump Bike. Микромобильность — это передвижение на короткие расстояния на компактных транспортных средствах, от моноколеса до электросамоката (теперь их называют скутерами). Настоящий взрыв на этом рынке случился в прошлом году, когда в США появились скутершеринги Lime и Bird.
Компания Bird уже через год с небольшим после основания получила инвестиции на $150 млн и достигла стоимости в 1 миллиард долларов — это рекорд среди стартапов. Lime не отставала: новости о $250 млн инвестициях и стоимости в тот же миллиард появились всего через неделю. По данным Lime, в 2018 году их прокаты скутеров и велосипедов распространились по 5 континентам, а арендовали их 26 миллионов раз. Неудивительно, что на рынке начали появляться подобные компании: сегодня их несколько десятков, и только в Европе крупнейшая пятерка достигла стоимости в $150 млн.
Российская специфика
Российская составляющая в этом списке тоже есть: у нас с мая 2018 года работают «Делисамокат» и YouDrive Lite. Рынок самокатов только зарождается, но уже получает значительные инвестиции: в 2019 году «Делисамокат» планирует потратить €19 млн на развитие шерингового сервиса и запуститься в семи городах.
Велопрокаты уже не новость для Москвы: первый заработал в 2013 году, и с тех пор московская мэрия продолжает устанавливать их по всему городу. По информации mos.ru, за сезон 2018 горожане совершили на прокатных велосипедах 4,25 миллионов поездок.
Городские самокаты были менее популярны: их брали в аренду 140 тысяч раз, но, возможно, одна из причин в их меньшем количестве: велосипеды можно было взять в аренду на одной из 430 станций (в этом году их станет 530), а скутершеринговых станций в 2018 году установили только 64 штуки. Кошмар Сан-Франциско, который был завален скутерами в 2018 году, Москве пока не грозит, но есть ли для него предпосылки?
Когда речь заходит о московских вело- и скутершерингах, ключевое слово — сезон. В Москве прокаты начинают работать в конце апреля и закрываются в конце октября. Эта проблема, кстати, существует не только у нас: в США, центре мировой микромобильности, технику из зимних штатов с наступлением холодов перевозят в более южные города. Велосипеды, правда, американцев уже не пугают, зимой их продолжают активно использовать. Москвичи же к этому пока не готовы, да и зима у нас суровее. Даже несмотря на то, что велоактивисты, а с недавних пор и мэрия, стараются популяризировать велосипеды, устраивая зимние велопарады, в период с ноября по март на двухколесном транспорте передвигаются в основном курьеры служб доставки еды.
Производители и прокатчики советуют владельцам скутеров зимой завозить свой транспорт в тепло или хотя бы снимать и уносить в дом батарею. В общем, со скутершерингом такой подход не сработает. Американцы пока не спешат решать эту проблему: у них достаточно клиентов в теплых штатах. Вся надежда на китайских производителей, но пока информации о батареях будущего, способных выдерживать минусовые температуры, нет. Видимо, спрос недостаточен.
Еще одна сложность с развитием микромобильности в Москве — размер мегаполиса. Чтобы доехать с одного конца города до другого, нужна пара часов, а большинство москвичей, по статистике hh.ru, тратят на дорогу до работы от 30 минут до 1 часа. Электросамокаты могли бы помочь разгрузить дороги и закрыть так называемую проблему последней мили — помочь добраться от дома до метро не на машине, а на транспорте, не создающем пробок и не требующем парковочного места.
В США за 2018 год 30% пользователей Lime сменили машины на самокаты, а 27% жителей крупных городов используют скутеры, чтобы перемещаться от одного вида общественного транспорта до другого. В Москве это тоже может сработать, если мэрия продолжит располагать у метро прокаты, причем не только велосипедов, но и более компактных и быстрых скутеров. Пока же среднестатистический офисный сотрудник вряд ли спустится в метро со своим электросамокатом: в час пик в вагоне с ними не слишком удобно.
Общие проблемы
Проблемы есть не только у России, а у всех участников рынка скутершеринга. Если погода сдерживает развитие микромобильности только в северных странах, то воровство и вандализм — общая сложность для всех проектов.
Опыт США показывает, что противники микромобилизации города могут быть очень изобретательными: скутеры ломают, выкидывают в мусор, сталкивают в реки и обмазывают грязью. Крупные компании не раскрывают статистику о том, сколько устройств было потеряно или испорчено таким образом за 2018 год, цифрами делятся только небольшие компании. Так, Scoot Networks рассказала, что из их 650 скутеров в Сан-Франциско более 200 были украдены или уничтожены в течение двух недель после запуска.
Вандалов отчасти можно понять: в том же Сан-Франциско случился скутергеддон — Bird и Lime просто заполонили улицы города самокатами. Агрессивная экспансия привела к тому, что скутеры в буквальном смысле были везде: занимали все велопарковки, валялись на газонах, блокировали тротуары. Власти города быстро пришли к решению ограничивать количество свободно лежащего транспорта и штрафовать компании, чьи самокаты оставляют где попало. Москве с ее скромным количеством самокатов такая проблема пока не грозит, но нельзя гарантировать, что никто не решит выйти на рынок с той же агрессивной тактикой, как Bird.
Если не вернуть устройство через 23 часа, с карты спишут штраф 5 тысяч рублей, а за невозврат в течение 48 часов после начала аренды — 30 тысяч рублей. Дешевле купить самокат самостоятельно — на рынке есть модели за 10-15 тысяч рублей. Сервисы говорят, что пользователи это понимают: в «Делисамокате» после запуска утверждали, что самокаты у них не крадут.
Перспективы
Так что же ожидает нас в сезоне 2019? Въедет ли Москва на самокате в будущее, как весь мир? Эксперты считают, что тренд на микромобильность сохранится: скутеры, велосипеды и прочий подобный транспорт станет неотъемлемой частью городов.
Чтобы это случилось, сами скутеры должны измениться: стать легче, эргономичнее, меньше ломаться и дольше держать заряд. Uber уже работает над самоуправляемым скутером, который будет самостоятельно ехать к ближайшей станции подзарядки. Возможно, удастся внедрить решения для городов, где полгода зима. Сегодня никто не спешит выпускать миниатюрную шипованную резину для скутеров или улучшать батареи, но, если рынок продолжит расти, а люди будут готовы ездить зимой не только на машинах, желающие удовлетворить их запросы найдутся.
Едва зародившись, рынок уже консолидируется. Компании, занимающие только одну небольшую нишу — велошеринг или прокат одних только скутеров, — понимают, что нужно расширяться или сливаться с другими сервисами. Jump и Spin были куплены Uber и Ford соответственно, а скутеры Lime можно заказать в приложении Uber. В итоге на рынке останутся несколько крупных игроков, которые будут бороться за клиентов и начнут демпинговать. Повторится ситуация с агрегаторами такси, а значит можно ожидать удешевления аренды скутеров.
Похоже, микромобильность будет неотъемлемой частью городов будущего. Вероятнее всего, скутеры будут выглядеть иначе, чем сейчас (передаем привет Марти Макфлаю). Аренда, по крайней мере на первых порах, будет стоить недорого. Но на рынке останется несколько крупных игроков, а недавние стартапы, заручившись высокими прибылями и поддержкой инвесторов, отправятся менять более «высокие» рынки. Например, Lime уже тестирует собственную систему каршеринга LimePod, и очевидно, что существующим гигантам рынка придется потесниться или придумать новые фишки, чтобы сохранить своих клиентов.