В России активно обсуждаются проекты строительства высокоскоростных железнодорожных магистралей (ВСМ) Москва — Казань, Москва — Санкт-Петербург, Челябинск — Екатеринбург. У каждого проекта есть свои влиятельные защитники из числа федеральных чиновников. Однако гораздо более громкие споры разворачиваются сейчас вокруг проекта ВСМ за океаном, в американской Калифорнии.
Работы над проектом начались еще в конце прошлого века. К началу 2000-х появилась конкретика. Предполагалось, что к 2029 году в Калифорнии будут построены дорога длиной почти 1300 км и 24 станции, поезда смогут развивать скорость 350 км/ч, и от Лос-Анджелеса до Сан-Франциско можно будет доехать за 2 часа 40 минут, сейчас это занимает 7 часов на машине или 10 часов на поезде. В 2008 году при губернаторе Арнольде Шварценеггере в штате был проведен референдум. Проект выделения средств на ВСМ поддержали 53% избирателей, против высказались 47%.
Каковы основные аргументы за?
- Во-первых, исправление диспропорций на рынке жилья. Californian High Speed Rail Authority (CAHSRA, специально созданное штатом агентство, управляющее проектом) приводит в своем годовом отчете (так называемом «Бизнес-плане 2018») такие цифры: снять двухкомнатную квартиру в Сан-Франциско стоит в среднем $4200 в месяц, а в административном округе Кингс — $900. Добраться из одной точки в другую на скоростном поезде можно будет всего за час.
- Во-вторых, компании из Кремниевой долины могут размещать в городах Центральной долины свои бэк-офисы и пользоваться более дешевыми трудовыми ресурсами.
- В-третьих, Калифорния собирается на 40% сократить вредные выбросы, а работающие на электрической тяге поезда ВСМ гораздо экологичнее автомобилей и самолетов. CAHSRA приводит такие цифры: в Китае построено 26 900 км высокоскоростных магистралей, в Японии — 3040 км, в Испании — 2900 км, во Франции — 2800 км, а в США высокоскоростными можно признать только 54 км Северо-Восточного коридора, которым управляет Amtrack.
Больше всего заинтересованы в ВСМ города Центральной долины: Мадера, Фресно, Бейкерсфилд и пр. В Калифорнии густонаселенные районы расположены на юге (Лос-Анджелес) и севере (Сан-Франциско). Между ними лежит Центральная долина, в которой много сельскохозяйственных земель и заповедников, но мало многолюдных городов. «Это первое крупное здание, которое начинают строить в центре Фресно за последние 25 лет», — говорил журналисту New York Times глава местной девелоперской компании Penstar Group Том Ричардс в 2002 году о проекте торгового центра. Сегодня Ричардс — многолетний заместитель председателя совета директоров CAHSRA, и на февральском заседании совета председатель Дэн Ричард назвал его своим другом и похлопал по плечу. В 2015 году именно во Фресно началось строительство магистрали, уже построено примерно 200 км и освоено $2,55 млрд, подрядчики возводят эстакады, мосты через реки, сооружения инфраструктуры.
Правда, тот же февральский совет директоров принимал отставку Дэна Ричарда с поста председателя. В своей эмоциональной речи экс-сенатор Линн Шенк, которую называют матерью проекта калифорнийского скоростного транспорта, предложила в утешение именовать Ричарда его отцом. Губернатор штата Калифорния по итогам аудита проекта решил заменить Ричарда директором департамента экономического развития Ленни Мендосой.
Претензий к проекту много
Во-первых, общая сумма затрат на момент референдума оценивалась в $40 млрд, сейчас она почти удвоилась — $77 млрд. Депутат Ассамблеи Калифорнии от того же Фресно, республиканец Джим Паттерсон в 2017 году потребовал провести аудит расходов на проект ВСМ. Аудитор штата работал почти год и выяснил, что только на построенном участке перерасход средств превысил $600 млн. В основном это происходило потому, что CAHSRA начало проектные и строительные работы до урегулирования всех земельных отношений (сроки ввода ЦКАД в России много раз переносились из-за проблем с выделением участков).
«При строительстве в Центральной долине мы получили несколько трудных, но очень ценных уроков», — признаются в «Бизнес-плане» менеджеры CAHSRA.
Основной: не стоило заключать контракты с подрядчиками, прежде чем достигнуты договоренности с местными властями, коммунальщиками и другими интересантами.
Пока основные работы велись и ведутся на деньги федерального правительства: $2,55 млрд уже потрачено, транш на $929 млн ожидают в марте. Штат выделит порядка $7 млрд, еще $7-15 млрд агентство надеется получить от cap-and-trade (привлечение льготного финансирования при снижении вредных выбросов). Но даже если прогноз сбудется, $77 млрд все равно не набирается.
Многие республиканцы считали проект бессмысленной тратой денег. Дональд Трамп больше интересуется строительством стены на границе Калифорнии и Мексики, чем высокоскоростными магистралями. Страсти вокруг проекта накаляются. В январе 2019 года губернатором Калифорнии был избран бывший мэр Сан-Франциско и вице-губернатор демократ Гэвин Ньюсом. В своем первом обращении к парламенту в феврале он в первую очередь обрушился на бесчеловечную и ксенофобскую идею строительства стены, чуждую калифорнийским ценностям, но во вторую очередь обратился к проекту ВСМ.
«Будем реалистами. Проект в запланированном виде слишком дорог и потребует слишком много времени, — заявил губернатор. — Сейчас просто нет путей, чтобы добраться из Сакраменто в Сан-Диего, не говоря уже о Сан-Франциско и Лос-Анджелесе. Хотел бы я, чтобы они были». Это не означает, что уже построенные 200 км дороги окажутся «дорогой в никуда», работа над проектом будет продолжена, но с большей осмотрительностью и прозрачностью в расходах, объяснил Ньюсом.
Почему бы не свернуть проект?
«Противникам высокоскоростных железных дорог скажу следующее. Я не заинтересован в том, чтобы отдавать $3,5 млрд вложенных федеральных денег обратно Трампу. Не заинтересован я и в том, чтобы повторять прежние ошибки», — категоричен Ньюсом.
Реакция из федерального правительства последовала незамедлительно: уже через неделю после этого выступления Департамент транспорта США направил в CAHSRA письмо с угрозой лишить проект транша на $929 млн под предлогом того, что агентство не укладывается в объявленные ранее сроки.