Во множестве населённых пунктов другая напасть — они страдают от наводнений. И каждый деревенский житель выживает в весеннюю пору, как может.
Или на вездеходе, или пешком
Деревни Васильево, Федосьино и Гуммолово Тосненского района находятся всего в 70 километрах от Петербурга. Несмотря на близость к мегаполису, жизнь здесь не сахар. Из благ цивилизации — только электричество, и то с перебоями. Чтобы добраться до отшельников, живущих в этих деревнях постоянно, нужно пройти пешком около трёх километров от места, где заканчивается асфальтированная дорога. Путь по полям, лесам и снегу выше колена — нелёгкое испытание. А ведь скоро, когда солнце растопит сугробы, наступит полная изоляция.
Все три деревеньки расположились на берегах реки Тосны. Ещё лет десять назад к ним вели грунтовки — плохонькие, но всё же дороги. Теперь их размыло, где-то путь зарос кустарником, где-то он разбит лесовозами, и добраться в населённые пункты можно только на вездеходе, снегоходе или пешком. Если лето выдаётся сухим и тёплым, через поля к избушкам могут прорваться грузовики. Эти редкие для наших широт моменты стараются использовать дачники, чтобы завезти на участки стройматериалы.
В Васильево нахожу двух коренных жителей. 51-летний Николай Ларин обитает здесь 5 лет, а 55-летний Вадим Иванов — 15. Выживают благодаря пенсиям: один военной, другой — по инвалидности. Их домишки рядом, соседи дружат и сообща выполняют все деревенские работы.
— Слава Богу, что государство разрешило собирать валежник! — искренне радуются они. — А то ведь раньше приходилось покупать дрова, а на пенсию особо не разгуляешься. Да и проехать к нам на грузовике — огромная проблема. Теперь берём саночки, ходим по кромке линии высоковольтных передач и собираем ветки и поваленные деревца.
На вопрос, что заставило двух мужчин отказаться от благ цивилизации, дружно отвечают: «В Петербурге слишком много суеты, нужно всё время крутиться и куда-то торопиться. А в деревне спокойно и просто. Чтобы выжить, есть чёткие задачи — это зависит только от тебя самого».
Для того чтобы разжиться продуктами, Николай и Вадим раз в две недели берут рюкзаки, санки и проделывают привычный путь через поля и леса. Впрок запасаются крупами, мясом, сигаретами. В прошедшее воскресенье они в последний раз отправились в автолавку и закупились на пару месяцев. Весенняя распутица окончательно отрежет их от большой земли.
Распорядок дня в деревне одновременно и простой, и сложный. Зимой — разгрести снег, нарубить дров, приготовить еду. Летом — посадка огорода и сбор грибов. От того, какой урожай соберут, зависит, будут ли сыты зимой. Ещё мужики сторожат соседние дома. Мародёры орудуют по всей Ленинградской области, а дальние деревни для них лакомый кусок.
— Вот прошлой зимой в Гришкино подчистую обнесли девять домов. Мы следим, чтобы грабители к нам близко не подходили.
— Ну, а если болезнь? — спрашиваю. — Врачей-то нет.
— Стараемся не болеть! — улыбается Николай. — Если простуда, лечимся травками и таблетками. Ну, а если, не дай бог, сердце прихватит, или аппендицит какой, позвоним в МЧС и будем надеяться, что прилетит вертолёт.
«Мы тоже люди!»
В начале ХХ века в этих местах жили более полусотни человек, работали три колхоза, школа и сельсовет. В 70-е годы народ начал уезжать, а в 90-е власти про деревушки и вовсе забыли. В последний раз о них вспоминали с десяток лет назад — тогда в районной газете написали о 92-летней бабушке Нюре, жившей в Гуммолово. После публикации по дороге прошёл грейдер, чтобы до старейшей жительницы Тосненского района можно было добраться. С тех пор грейдера в этих краях не видали.
— Годов эдак с пять тому назад мужики из Федосьино на свои деньги купили стальные канаты, брёвна и перекинули мост через реку — так дядю Ваню чуть не посадили! Приехала комиссия и постановила, что они самовольно повалили несколько деревьев. То есть украли! Еле доказали, что не для себя, для людей — выполнили работу, которую, в сущности должны делать местные власти.
Но главная проблема, с которой постоянно сталкиваются Вадим и Николай, — отключения электроэнергии.
— Бывает, вырубают свет на неделю, а то и две, — возмущены отшельники. — То провода оборвёт, то столб покосится. Вызываем мастеров, те матерятся — проехать-то сюда можно только на вездеходе. А у нас продукты тухнут, еду не приготовить. Вы уж напишите в газете, что мы тоже люди. Может, протянут к нам новые провода, а то без электричества нам тут уж совсем туго!
Слабых подтянем, сильных обновим
Председатель комитета по дорожному хозяйству ЛО Юрий Запалатский:
Сегодня начали реформировать областные дорожные службы. За счёт этого слабых подтянем, а сильные получат новые ресурсы. Укрупнили 7 дорожных предприятий, они имеют более стабильные финансово-хозяйственные возможности. В этом году будем применять трёхгодичные контракты с дорожными предприятиями, это даст возможность грамотно планировать работу. У них будет понимание, когда закупать соль, песок, дизельное топливо и как правильно распределить собственные силы.
Стандарты для сельской местности
Беда у всех районов Ленобласти общая — хроническое недофинансирование содержания дорог. У нас многократно просрочены межремонтные работы и гравийных, и асфальтовых. Без ремонта сохранить трассы очень тяжело — техническое задание, государственный контракт обязывают расчищать грунтовые дороги один-два раза в месяц.
Но средств на восстановление покрытия с добавлением материала, грейдирование, не всегда хватает. Ну, а на деревенские артерии дорожная техника районных ДРСУ практически не выходит — невыгодно. А если и появится, то не чаще 2-3 раз в год, ещё реже происходят ремонт и подсыпка. Вот такие стандарты для сельской местности.
Затопило!
Ещё одна серьёзная проблема — весеннее половодье. Традиционно в зоне риска оказываются жители Волховского, Тосненского, Тихвинского районов. По оценкам МЧС, оказаться под водой нынешней весной могут 1412 домов в 45 деревнях и посёлках.
— При половодье вода в реках поднимется выше нормы на 10-60 см, — предупредил главный синоптик Северо-Западного управления по гидрометеорологии Александр Колесов. — А мы знаем, что и при норме посёлки подтапливает. Значит, надо готовиться к более сложной ситуации. В первой половине марта стояла холодная погода, но к его середине резко потеплело, больше заморозков не ожидается. Реки Нарва и Луга уже вскрылись. Рекомендую людям, живущим в зонах риска, подготовиться к высокой воде.
— Особую опасность создаёт быстрое таяние снега, а его этой зимой выпало больше, чем за последние пять лет, — говорит начальник отдела гидрологических и морских прогнозов Марина Богдан. — Но на подавляющем большинстве населённых пунктов это никак не отразится. Исключение — города Тосно, Тихвин и Любань, прямо по территориям которых соответственно проходят реки Тихвинка, Тосна и Тигода. Там многие дома стоят прямо у воды, так что их топит и в обычные годы. А этой весной, если будут ещё и обильные дожди или снег, стоит ждать настоящего наводнения.
Региональное МЧС активно принимает меры: проведены подрывы льда на реках Сясь, Луга, Оредеж, Свирь, Паша, сформирована группировка сил и средств по оказанию помощи при паводках. Она насчитывает более 10 тысяч сотрудников, 2 тысячи единиц техники: снегоходов, судов на воздушной подушке и даже вертолётов. Мониторинг вскрытия рек и разлива вод проводится с помощью авиационной разведки.
Спасатели отмечают, что эвакуацию обычно начинают, когда вода только подтопила дворы. Отказавшимся покидать жильё помогают перебраться на верхние этажи и перенести туда еду и вещи. Людей с ограниченными возможностями вывозят в обязательном порядке.
Что делать при угрозе наводнения:
Подготовьте документы, одежду, необходимые вещи, запас продуктов питания на несколько дней, медикаменты. всё необходимое сложите чемодан. Документы рекомендуется сохранять в водонепроницаемом пакете. обязательно выключите газ в доме и выдерните электроприборы из розеток. если вы попали в сложное положение, звоните по единому телефону 112 или старшему оперативному дежурному Центра кризисных ситуаций 8 (911) 922-98-52.