НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Воздушные гиганты: самые большие самолеты мира

19 июля 2019 16:30
Если первые самолеты с трудом могли поднимать в воздух человека, то современные способны перевезти с континента на континент груз массой более сотни тонн

«Мрия»

Самым тяжелым самолетом с самой большой грузоподъемностью до сих пор остается советский воздушный исполин Ан-225 «Мрия», совершивший свой первый полет в декабре 1988 года. Самолет создавался как «спецтранспорт» для космического челнока «Буран» и мог также перевозить части ракетного комплекса «Энергия». Для этого он был оборудован точками крепления груза на фюзеляже и мог перевозить на «спине» длинномеры массой 200 тонн. А внутри огромного грузового отсека длиной 43 метра и шириной 6,4 метра мог помещаться груз массой 250 тонн. Помимо этого, Ан-225 на второй палубе имел пассажирский салон, где могли разместиться 88 человек. Одного топлива самолет брал 300 тонн, а его полная масса достигала 640 тонн. Советский воздушный тяжеловоз мог преодолевать расстояние в 15 400 километров, развивать максимальную скорость в 850 км/ч и подниматься на высоту 12 километров.

Ан-225 был разработан на базе транспортного самолета Ан-124 «Руслан», от которого отличался удлиненным до 88,4 метра крылом, шестидвигательной силовой установкой, двухкилевым задним оперением, усиленным шасси и отсутствием заднего загрузочного люка — все грузы в самолет загружаются через откидываемую носовую часть. Когда в 1989 году Ан-225 с «Бураном» на «спине» прилетел на Парижский авиасалон, то эта парочка произвела настоящий фурор. И мало кто мог тогда предположить, что страна, выпускающая такие уникальные летательные аппараты, перестанет существовать всего через два года.

После 1991 года Ан-225 сменил союзную регистрацию на украинскую, и в 1994 году воздушного гиганта едва не списали, так как надобности в нем больше не было. Самолет некоторое время стоял без двигателей, но в конце девяностых годов его решили ввести в строй и использовать для грузоперевозок. В конце восьмидесятых годов планировалось выпустить два Ан-225, но был изготовлен только один самолет, а сборка второго так и не была завершена.

Несколько лет назад интерес к недостроенной «Мрии» проявили китайцы, но не сложилось. Также не получил развития проект использования Ан-225 в качестве платформы для запуска космических ракет и многоразовых космических челноков. Самолету отводилась роль первой ступени, поднимающей аппараты на высоту 12-15 километров, после чего они самостоятельно должны были выходить на орбиту. В настоящее время Ан-225 используется исключительно в роли транспортника, перевозя такие грузы, которые невозможно доставить другими самолетами.

Stratolaunch Model 351

Очень серьезного конкурента Ан-225 в борьбе за титул самого большого и грузоподъемного самолета в мире выпустила американская фирма Scaled Composites. Двухфюзеляжный шестидвигательный самолет Stratolaunch Model 351 так же, как и его советский коллега, появился на свет благодаря космической программе. Американский самолет должен поднимать в воздух многоразовые космические корабли или одноразовые ракеты и с высоты 12 км производить их запуск. По мнению разработчиков, использование самолета позволяет экономить топливо ракет и кораблей, а сам Stratolaunch Model 351 играет роль первой ступени. Несмотря на внушительные размеры и самое большое в мире крыло длиной 117,3 метра, американский самолет по многим показателям уступает Ан-225. Его максимальная масса составляет 590 тонн, а масса перевозимого груза — 230 тонн. Если «Мрия» является межконтинентальным самолетом, то дальность полета Stratolaunch Model 351 составляет всего 3700 километров.

К тому же, американский самолет не обладает такой универсальностью как Ан-225 и предназначен для выполнения узкоспециализированных задач. «Мрия» может перевозить грузы как внутри фюзеляжа, так и на нём, а американский оппонент способен перевозить груз только подвешенным между фюзеляжами. Так что в качестве обычного транспортного самолета его использовать нельзя, и он так и останется пусковой платформой космических аппаратов. К плюсам Stratolaunch Model 351 можно отнести его небольшую цену, достигнутую благодаря использованию узлов и агрегатов от Bоeing-747. Первый полет Stratolaunch Model 351 запланирован на этот год, а коммерческая эксплуатация должна начаться в 2020 году.

Airbus A380

Европейский авиастроительный концерн Airbus в настоящее время выпускает самый большой пассажирский лайнер в мире — Airbus A380. Максимальная взлетная масса самолета составляет 560 тонн, длина — 72,7 метра, размах крыла — 79,7 м, пассажировместимость — 853 человека, дальность полета — 15 400 км, максимальная скорость — 1022 км/ч. Разработчики спроектировали крыло таким образом, чтобы оно без изменений устанавливалось на перспективные модификации лайнера, масса которого может достигать 650 тонн, а пассажировместимость — 960 человек. Планировалось также выпускать грузовую модификацию Airbus A380-800F способную перевозить груз массой до 150 тонн на расстояние 10 400 километров. Однако европейские авиастроители пока отложили производство грузовой модификации, сделав ставку на пассажирскую версию, которая поставляется клиентам с 2007 года. И которая в настоящее время практически перестала пользоваться спросом у авиакомпаний. Несмотря на впечатляющие летно-технические характеристики, четырехдвигательные двухпалубные пассажирские самолеты проигрывают конкурентную борьбу двухдвигательным самолетам.

В начале этого года было объявлено, что если в ближайшее время не последует новых заказов, то выпуск Airbus A380 будет прекращен в 2021 году. Каждый выпущенный самолет Airbus продает себе в убыток, и даже не специалисту ясно, что европейский авиастроительный концерн никогда не окупит затраченные на программу Airbus A380 18 миллиардов евро.

Boeing-747

Падает спрос и на Boeing-747. Правда, в отличие от европейского лайнера, у американского есть палочка-выручалочка в виде транспортной модификации. Именно на неё сейчас приходятся основные продажи, в то время как пассажирская версия близка к тому, чтобы уйти на пенсию. Boeing-747 десятилетиями оставался монополистом в нише широкофюзеляжных двухпалубных самолетов и давно окупил все затраченные на него средства. Так что на пенсию самолет уйдет победителем.

Последняя модификация легендарного «джамбо-джета» — Boeing 747 8 получила новое крыло, удлиненный фюзеляж, авионику и множество обновлений, что, впрочем, не сказалось на росте продаж. Финальная версия Boeing-747 вымахала в длину до 76,3 метра, размах крыла составляет 68,5 метра, максимальная взлетная масса — 442 тонны, пассажировместимость — 581 человек. Самолет может преодолеть 14 800 километров, взлетать и летать с одним не работающим двигателем и способен разгоняться до 988 км/ч. Долгие годы Boeing-747 оставался самым тяжелым и большим самолетом в мире, установившим множество рекордов. Самолет использовался в качестве перевозчика космического корабля Space Shuttle, служит воздушным командным пунктом (так называемым самолетом «Судного дня»), обслуживает американского президента и даже использовался как самолет-перехватчик баллистических ракет, с лазерной «пушкой» в носу. Boeing-747 оказался выдающимся пассажирским самолетом и также хорошо себя проявил как транспортник. А самое главное, в отличие от Airbus A380, он вовремя появился на свет. Вот почему он остается в строю уже полвека и будет летать ещё долгие годы.

«Руслан»

До появления Ан-225 «Мрия» самым большим транспортным самолетом мира был её родной брат Ан-124 «Руслан», на базе которого она и была построена. Разработка машины началась в начале семидесятых годов Конструкторским бюро им. Антонова, главным образом по требованию Министерства обороны СССР, которому был нужен транспортный самолет грузоподъемностью до 120 тонн. Впоследствии интерес к Ан-124 проявило и Министерство гражданской авиации СССР, планировавшее использовать самолет в народном хозяйстве.

На разработку Ан-124 и постройку нового цеха на Киевском авиазаводе ушло почти десять лет, и только в декабре 1982 года «Руслан» совершил свой первый полет. Самолет отличался рядом инноваций: например, двухстоечным передним шасси, способным «приседать» для облегчения процесса загрузки грузов через откидывающуюся носовую часть. Помимо основного грузового отсека, вмещающего 880 солдат или 120 тонн груза, ещё 20 человек могли разместиться в пассажирском отсеке на второй палубе. Самолет развивает максимальную скорость в 865 км/ч, поднимается на высоту 12 километров и с грузом массой 120 тонн способен пролететь 4800 километров. Выпуск Ан-124 «Руслан» был налажен в Киеве и Ульяновске, причем Ульяновский авиазавод выпустил больше самолетов.

Сложные времена для Ан-124 наступили после распада СССР, когда надобность в тяжелых транспортных самолетах отпала как в России, так и на Украине. По несколько недостроенных самолетов остались в Киеве и Ульяновске, госструктурам они были не нужны, а сторонних заказчиков не было. Несмотря на то, что в середине нулевых годов было подписано несколько российско-украинских соглашений о возобновлении выпуска и модернизации Ан-124, дело так и не сдвинулось с мертвой точки. Всего было выпущено 56 самолетов, которые большей частью эксплуатируются в России и на Украине, также небольшое количество машин было продано в дальнее зарубежье. Несмотря на уникальные летно-технические характеристики, говорить о возобновлении производства Ан-124 не приходится. Украине он попросту не нужен, а в России собираются разрабатывать собственный военно-транспортный самолет после 2025 года.