НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Как правильно спланировать горнолыжный отпуск?

3 апреля 2019 07:02
На чём, когда и куда ехать? Что с собой взять?

Грамотное планирование поездки в горы — тонкая наука. Без этого отпуск на лыжах-досках довольно часто оказывается смазанным, так как слишком много факторов способны подпортить катание — от капризов погоды до толп туристов и драконовских цен. Делимся собственным опытом и рассказываем, как рационально спланировать горнолыжный отпуск и как получить от него максимум удовольствия. Делаем это в конце сезона, так как, во-первых, в катании на излёте сезона есть своя прелесть (тепло, недорого), а во-вторых, зачастую раннее бронирование — единственный доступный вариант съездить в горы.

Когда бронировать и когда кататься

Если вы собираетесь провести на горнолыжном курорте новогодние праздники и не готовы отдать за отпуск эквивалент стоимости новой «Лады», то занимайтесь бронированием уже сейчас. Главная статья расходов в высокий сезон (особенно в праздники) — это жильё. Комфортное размещение в январе стоит совершенно неподъёмных денег, если озаботиться этим вопросом где-нибудь в сентябре. Но весной обычно можно найти на новый год апартаменты или отель недалеко от подъёмника даже на раскрученных курортах за разумные суммы.

В горах каждый ищет что-то своё: уют деревушек, захватывающие виды, адреналиновое катание по трассам и вне, прогулки на свежайшем воздухе или спортивные и светские развлечения. И каждое место предлагает уникальное сочетание этого всего — изучайте и пробуйте!

Крупные туроператоры (особенно специализирующиеся на горнолыжке) также имеют практику запускать раннее бронирование туров, которое намного выгоднее покупки в последний момент. Если же вы не готовы планировать настолько заранее или платить много денег ближе к дате, то есть два варианта сэкономить. Первый — покупать горячие туры, которые почти всегда представляют собой выгодное предложение формата трансфер+проживание, а иногда включены ещё и двухразовое питание (та же Андорра) и ски-пасс. Главное быть уверенным, что погода не подведёт.

Второй — ехать на не очень раскрученные курорты, где катаются в основном местные. Отдыхать там будет скучнее, но если отпуск короткий или в компании много неуверенно катающихся, то не слишком разветвлённые трассы и небольшой трафик на них будут лишь в плюс.

Куда ехать

На большинстве альпийских курортов гарантированный сезон длится с конца декабря по середину марта. Но чаще всего он начинается раньше, а заканчивается позже — это зависит от погоды, конкретного места и масштабов искусственного оснежения. Если захватывать пограничные даты, то следует ехать «под прогноз» — например, велика вероятность попасть на «лысые» склоны в Андорре перед Новым годом или нарваться в феврале на дожди в Красной Поляне. Но если специальные сайты с погодой в горах говорят, что в ближайшую неделю условия благоприятные, то почему бы не взять недорогой тур.

Выбор страны и зоны катания зависит от бюджета: Альпы это средний и высокий ценовой сегмент, Пиринеи, Восточная Европа и Россия — средний и низкий, а всё, что больше 7 часов лёта, — в любом случае очень дорого. Качество обычно напрямую зависит от цены: это касается разнообразия и подготовки трасс, инфраструктуры, сервиса и развлечений. Поэтому глупо платить за пафосный швейцарский Вербье, если неприхотливая в быту компания ищет фрирайда по нетронутым склонам — подойдёт и грузинский Гудаури. Впрочем, опытные лыжники и бордисты с «особыми пристрастиями» и так сами всё знают — где лучшие сноупарки, где целина, а где чёрные спуски уровня кубка мира.

Но даже если вы всего лишь любитель — не поленитесь изучать карту склонов в выбранном регионе. Ведь чем больше трасс, тем веселее кататься! На многих крупных курортах несколько зон объединены в одну с общим ски-пассом, и вы сможете путешествовать из одной страны в другую прямо на лыжах. Так устроена, например, шикарная зона курортов Церматт и Червиния — по одну сторону хребта Швейцария, а по другую уже Италия. Французские Три Долины или итальянская Sellaronda — тоже примеры сотен километров трасс, которые становятся доступны, стоит лишь взойти на подъёмник любой из деревушек в окрестных долинах.

Кратко по направлениям:

  • Россия: Красная Поляна (не очень бюджетно), Домбай, Эльбрус и Чегет, Кировск, Шерегеш (фрирайд) и другие.
  • Эконом: Армения, Грузия, Финляндия, Польша, Болгария, Карпаты.
  • Европейская классика (в порядке возрастания стоимости): Андорра, Австрия, Италия, Франция, Швейцария.
  • Дорого и необычно: США (Колорадо) и Канада (Британская Колумбия), Австралия и Новая Зеландия, Япония (фрирайд), Чили и Аргентина (фрирайд).
Поезд в горах — аттракцион, который стоит попробовать. В Швейцарии есть знаменитый и дорогущий панорамный поезд Glacier Express. Но за возможность прокатиться по виадукам и ущельям с видами на альпийские луга и шапки не обязательно отдавать огромные деньги — существуют местечковые железные дороги намного дешевле. Например, вот такие поезда сети RhB в той же Швейцарии — эти виды стоили 14 франков

На чём ехать

Основных вариантов два: самолёт и автомобиль. В Европу ехать далеко, да ещё на шипованных шинах не пускают (кроме Скандинавии) и топливо дорогое. Поэтому базовый вариант — самолёт. Но если ехать надолго, с кучей оборудования, да ещё и компанией, то автомобиль может оказаться более удобным и выгодным. Главное, чтобы багажник был достаточно большим для всех чехлов и чемоданов, а машина — комфортной. Автомобиль позволяет разделить затраты на дорогу на всех пассажиров, а также даёт свободу передвижения на месте. Например, можно забронировать жильё в 10 минутах езды, а не в 5 пешком от подъёмника — и сэкономить на этом в два раза.

Наличие автомобиля также позволяет не привязываться к одной зоне. Мне приходилось попадать в ситуацию, когда погода на выбранном курорте не годилась для катания, и выходом было ездить в соседний за 80 километров. А если приезжать надолго, то можно поселиться посередине между несколькими крупными областями и по очереди объезжать их все на машине. Впрочем, иногда для этого можно использовать и поезд — в Европе хорошо развито ж/д-сообщение даже с маленькими деревушками, а бонусом идёт живописнейшая картинка в окне.

Крупный кроссовер вроде Mazda CX-9, на котором я по случаю перемещался в горах, может с комфортом вместить троих-четверых человек и полный набор багажа и катальной экипировки. Автомобиль поменьше можно просто оснастить боксом на крышу

Оборудование: в прокат или собственное?

Большинство курортов предлагают прокат оборудования, рассчитанного на среднего отдыхающего. И если вы не претендуете на особый стиль катания и не отличаетесь нестандартным размером ноги, то почти везде найдёте себе хороший прокатный набор за разумные деньги. Меньше может повезти гурманам и знатокам: не во всех прокатах могут быть нужные фрирайдовые, фристайловые или экспертные лыжи-доски, а также специальные ботинки для этих дисциплин. Но чем курорт крупнее, тем больше шансов найти что-то специальное. А зоны катания со специализацией (парк, целина и т.п.) предлагают ассортимент «спецснарядов» — например, в российском Шерегеше нет проблем арендовать всё для фрирайда.

Для брезгливых, ценящих максимальный комфорт, а также тех, у кого «проблемная» нога, имеет смысл возить с собой только собственные ботинки — подобранные индивидуально и безупречно сидящие. Наконец, есть ряд вещей, которые нужно купить и взять в багаж в любом случае. Это непромокаемые штаны (особенно актуально для сидящих на склонах бордистов), термобельё, горнолыжная куртка, перчатки, очки-маска с тонированной линзой, и балаклава. А в косметичке лучше иметь бальзам для губ и солнцезащитный крем — лицо в горах моментально сгорает даже зимой.

Варианты размещения: что и где искать?

Cамый «жирный» вариант — отель формата ski in/ski out. Это когда он находится прямо на склоне, и после катания вы можете зарулить на лыжах к себе на балкон. Но такое жильё стоит больших денег, поэтому большинству не по карману. Да и не на всяких курортах встречается — в основном, во Франции. Следующий по удобству вариант — гостевые дома в двух шагах от подъёмника. Их минус (помимо дороговизны) ещё в том, что там всегда бывает шумно и людно.

Оптимально селиться в 5-10 минутах пешком от подъёмника. Всё, что дальше — слишком долго добираться до горы, хотя если есть машина и не нужны завтраки, то можно здорово сэкономить на аренде удалённых апартаментов. Проживание возможно в двух основных форматах: небольшие шале и гестхаусы в 2-3 этажа или гостиница. В первых обычно уютнее, но не факт, что дешевле, а большие отели иногда радуют масштабными спа-комплексами с несколькими бассейнами, банями и джакузи, включёнными в проживание. Впрочем, сауна будет почти всегда и везде.

Бонус

На минувшем недавно автосалоне в Женеве было сразу несколько экспонатов, эксплуатирующих тему близости автомобилей с горными лыжами. Самый безупречный — классический Porsche 912 с винтажными «дровами» на верхнем багажнике. А вот рестомод Mini, выполненный в альпийской тематике, несёт на крыше две пары современных фрирайдовых лыж ручной работы. Неофициально возрождённая Lancia Stratos (проект называется New Stratos) также не обошлась без горнолыжной экипировки класса хай-енд — и ей идёт. Концепт GFG Style Kangaroo силуэтом и назначением напоминает «Новый Стратос», поэтому и слаломные снаряды «за спиной» подходят ему не меньше, чем «нео-Лянче». Наконец, старый добрый «Дэф» от тюнинг-ателье Twisted возит на своём экспедиционнике пару ярких фристайловых лыж K2. Стиль!