А как эффектно всё начиналось! 2000 год. На окраине полузаброшенного завода «Русский дизель», где собирали двигатели для подводных лодок, начинается большая стройка. Это Ford, выкупив 26 гектаров земли, начинает строительство сборочного завода. Пока самого простого — использовать роботов, каждый из которых стоит около миллиона долларов, нецелесообразно, поэтому доля ручного труда очень высока. Но производство, которое работало полностью по западным стандартам, удивило всех.
С самого начала мы будем выпускать Ford Focus того же качества, что и в Германии. И даже лучше!
На самом деле, тогда тоже говорили об убытках. Дескать, чтобы окупить вложенные 150 миллионов долларов, должно пройти плюс-минус 10 лет... И это при условии, что ежегодно тираж выпускаемых «Фокусов» достигнет 25 000 экземпляров. По тем временам — неслыханная дерзость! Народ раскупает «Лады» (суммарный тираж 2000 года — нереальные 705 000 машин), а новые иномарки могут себе позволить совсем немногие. Как вам, например, 2 000 проданных Daewoo Lanos?
С машинами российской сборки вообще швах. В 2000 году «Автофрамос» за первые полгода собрал около 1 000 автомобилей Renault, а потом остановился, ожидая от властей льгот по оплате таможенных пошлин и налоговых платежей. Елабужская площадка GM едва-едва пристроила 252 седана Opel Vectra... «Донинвест» потихоньку собирает фургончики Citroen Berlingo. И тут Ford, который за первые 18 месяцев работы (с июля 2002-го по декабрь 2003-го) обещает дать рынку 12 тысяч иномарок отечественного производства.
Почему Focus «взорвал» рынок
Как при таких вводных российский «Фокус» сделали успешным? Спасибо тогдашнему главе московского представительства Хенрику Нензену, который выбил просто нереальные условия. Это его напор позволил навесить на базовый хэтчбек Focus 1.6 Ambiente ценник «$10 900» — то есть на $3 000 меньше, чем просили за аналогичную машину европейской сборки! И никакого купирования комплектаций: 100-сильный мотор, гидроусилитель руля, регулируемая колонка, подушка безопасности — в Европе продавали такие же.
С одной стороны, недёшево. Можно купить три «шестёрки» ВАЗ-2106 ($3 200), две «десятки» ВАЗ-2110 ($5 700) или целый внедорожник УАЗ-3163 ($8 100). С другой, богато оснащённые «Волги» и «Лады» стоят как раз под $10 000! А теперь за такие деньги можно купить нормальную иномарку. Притом Ford подготовился по всем фронтам, параллельно представив страховку каско за $300, а также фирменную кредитную программу под 10% годовых. Таких условий на рынке просто не было! И этот подход оказался самым верным.
Первый «Фокус», что называется, пошёл. А второе поколение вообще получило статус национального бестселлера! И не только оно. Компанию «Фокусу» на всеволожском конвейере потом составит «Мондео». Под растущий спрос наращивали мощности: к концу двухтысячных завод «разогнали» сначала до 75, а потом — до 125 тысяч. В 2008-м российский рынок «проглотил» 93 500 «Фокусов»! Притом российский офис марки вынужденно оправдывался: спрос сдерживается возможностями во Всеволожске...
Три завода вместо одного
Благословенные были времена. Вы помните, что просто так купить ходовую версию «Фокуса» было нельзя? Люди ждали заказанные авто по 6-9 месяцев. В 2009-м компанию впервые «тряхнуло» — из-за кризиса продажи автомобилей упали, и сборочной площадке пришлось перейти на четырёхдневную рабочую неделю. Но потом продажи снова начали расти и впереди виделось только безоблачное будущее. С точки зрения развития авторынка Россию называли одной из самых перспективных стран! Пускай, и после Китая.
В 2011 году власти затеяли так называемый «второй этап промсборки», и фордовцы решили создать совместное предприятие. Новый партнёр — российская группа Sollers — понадобился, чтобы пользоваться льготами по ввозу комплектующих. Для этого новообразованному СП Ford Sollers предстояло увеличить объём производства до 300-350 тысяч машин, а локализацию — до 60%. Благодаря новому компаньону Ford разом получил новые сборочные площадки — в Елабуге и Набережных Челнах.
В 2015 году — в самый разгар очередного кризиса! — боссы марки решаются на авантюру. В Татарстане запускают производство бензиновых 4-цилиндровых атмосферников 1.6 семейства Duratec. Притом занимаются этим основательно: помимо сборки, на заводе производят механическую обработку коленчатых валов, головок и блоков цилиндров. Из российского сырья делают отливки коленвалов, блоков цилиндров и головок блока, а также поршни. Итоговая степень локализации — отменные 45%.
Уйти проще, чем остаться
А теперь перемотаем время вперёд. 2018 год. СП Ford Sollers использует мощности имеющихся трёх заводов всего на 16%... В Елабуге собрали 18 тысяч кроссоверов Kuga и Explorer, во Всеволожске сделали 15 тысяч легковушек Focus и Mondeo, а в Набережных Челнах выпустили 5 тысяч автомобилей Fiesta и EcoSport. Итого — чуть больше 38 тысяч собранных машин (не считая коммерческих «Транзитов») при суммарной мощности заводов 305 тысяч! И самый успешный проект — те самые «Транзиты».
Содержание избыточных мощностей — это дорого. Притом «второй этап промсборки» закончился. Впереди маячило подписание специального инвестиционного контракта, когда государство обеспечивает стабильные условия ведения бизнеса, а компания осваивает производство двигателей и трансмиссий, а также создаёт научно-исследовательский центр. Учитывая наличие моторного завода, «Форду» всё это было по силам... Но, продав 40 тысяч машин по итогам 2018 года, боссы марки решили, что проще уйти.
Почему новые «Форды» продаются так плохо? На этот вопрос ответил профсоюз работников завода Ford Sollers во Всеволожске. По их мнению, для рыночного успеха нужно снижать себестоимость модели Focus, внедряя более дешёвые комплектации и оптимизируя производственные процессы. И тогда модель снова станет «народной». А пока 1 013 000 рублей за самый простой седан — это очень дорого. А крохотный «Экоспорт» за 1 075 000? Неудивительно, что народ покупает «Креты» и «Дастеры»...
Как тут не вспомнить Ford Focus за $10 900. В нынешних деньгах это 705 000 рублей. За машинами по такой цене опять стояли бы очереди! Вот только заниматься благотворительностью никто не собирается. Автомобили — это бизнес. Почти 20 лет назад пробить сверхнизкую, убыточную для компании, стоимость пришлось, чтобы закрепиться на рынке. А сейчас компании нужно зарабатывать. Но российские покупатели не слишком богаты, чтобы покупать машины по европейским ценам...
Вместо эпилога
Компании Ford и Sollers официально объявили, как будет проходить реструктуризация бизнеса. Ford полностью прекратит продажи легковых автомобилей на российском рынке! Cборочные площадки, разумеется, будут закрыты. Кроме одной, елабужской, — выпуск фургонов и автобусов Ford Transit продолжится. Перепрофилировать челнинский и всеволожский заводы под выпуск запчастей концерн не хочет. Значит, люди останутся без работы...
- Ford уходит: теперь уже точно (подробности)