НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Трамваи: история и современность

12 октября 2024 08:54
Трамвай — самая популярная разновидность городского рельсового транспорта. Кто-то рассуждает о преимуществах трамвая, его красоте и экологичности. Другие, напротив, называют его устаревшим и бесперспективным.

Прообразом современного трамвая стала конка — рельсовый транспорт на конной тяге. Она появилась в начале XIX века в американском городе Балтиморе. К середине столетия конно-железные дороги появились в разных частях света.

Создание трамвая

Во второй половине столетия ученые задумались о создании городского транспорта на электрической тяге. Независимо друг от друга над этим работали русский ученый Пироцкий, американец Дафт и немец Сименс. Впервые испытали электрический трамвай в 1880 году в Санкт-Петербурге. А вскоре он настолько широко распространился, что стал основным видом городского транспорта.

Ретро-трамвай в Стамбуле

Время с начала XX века и до середины 1930-х можно назвать золотым веком трамваев: системы легкорельсового транспорта создавались по всему миру, вагоны совершенствовались, пассажиропоток рос. Но вскоре после Второй мировой войны популярность трамвая пошла на спад.

Причиной этого стала растущая конкуренция с другими видами транспорта: автобус, троллейбус, метрополитен постепенно развивались, становясь быстрее и надежнее, чем легкорельсовые вагоны. К тому же, во многих европейских городах трамвайные системы оказались разрушены в результате боевых действий.

Упадок трамвая

К началу 1960-х личный транспорт стал символом богатства, прогресса и процветания, и правительства многих стран взяли курс на всеобщую автомобилизацию. Тем временем, существующие трамвайные сети старели и изнашивались, и вместо того, чтобы ремонтировать и модернизировать, их постепенно уничтожали.

В попытках предоставить машинам больше пространства в городах убирали трамвайные рельсы, расширяли дороги, строили многоуровневые развязки и эстакады. Жить в таких городах без личного автомобиля становилось неудобно — и люди массово покупали машины. Последствия такой автомобилизации населения стали плачевными: пробки, шум, ухудшение экологической ситуации, недостаток парковочных мест.

Возрождение трамвая

В какой-то момент правительства разных стран одно за другим стали пересматривать транспортную политику. И в конце 1970-х годов начался трамвайный ренессанс — в городах Канады, Франции, Голландии и других стран открылись новые трамвайные системы с современными вагонами.

Постепенно жители мегаполисов отметили благотворное влияние легкорельсового транспорта на городскую среду. Количество автомобилей в населенных пунктах начало снижаться, появились пешеходные улицы и новые общественные пространства. Там, где раньше располагались автопарковки и автодороги, возникли красивые набережные, скверы и парки.

Трамваи в Пражском депо

Чем хорош легкорельсовый транспорт

Почему же в борьбе с автомобилизацией городов урбанисты часто обращаются к современному легкорельсовому транспорту? Оказывается, трамваи могут похвастаться рядом преимуществ по сравнению с автобусами, троллейбусами и метрополитеном.

  1. Современные многосекционные трамваи вмещают больше пассажиров, чем автобусы и троллейбусы. Еще вместимость легкорельсового транспорта можно менять в течение дня: подцеплять дополнительные вагоны в часы пик и отцеплять в другое время.
  2. Если трамвайные пути изолированы от автомобильной дороги, интервал движения можно снизить до 40 секунд — а значит, еще больше пассажиров смогут уехать за короткий промежуток времени.
  3. При этом строительство и обслуживание трамвайной линии обходится в десятки раз дешевле, чем метро.
  4. Электротранспорт экологичен — он не загрязняет город продуктами сгорания топлива.
  5. При грамотном обслуживании трамваи могут служить значительно дольше, чем автобусы или троллейбусы. Например, в Милане до сих пор выходят на линии вагоны 1930-х годов выпуска.
Старый миланский трамвай

Какие они, современные трамваи?

Современные трамваи совсем не похожи на транспорт начала и середины XX века. Отличаются они не только дизайном, но и следующими характеристиками.

Быстрее ездят

Во многих городах строят отдельные линии скоростного трамвая — обычно они соединяют город с аэропортом или отдаленными районами. Их часто позиционируют как отдельный современный вид транспорта. Но на самом деле, «обычные» и «скоростные» трамваи лишь незначительно отличаются друг от друга.

Скоростными называют те трамвайные линии, маршрутная скорость которых превышает 24 км/ч с учетом всех остановок. Заставить наземный рельсовый транспорт ехать быстрее можно следующими способами:

  • Положить хорошие рельсы — именно от качества полотна зависит скорость движения вагона;
  • Изолировать пути от автомобильной дороги и пешеходов — например, расположить их под землей или на эстакаде;
  • Увеличить длину перегонов — чем реже транспорт останавливается, тем выше его скорость.

В этом и заключаются основные отличия скоростных трамваев.

Меньше стоят на остановках

Еще один способ увеличить среднюю скорость движения трамвая — сократить время остановки. Для этого нужно сделать так, чтобы пассажиры могли быстрее садиться в вагоны или покидать их.

В конце XX века европейские конструкторы начали переходить на низкопольные трамваи. Входы в вагон у таких моделей расположены на уровне земли, что позволяет избавиться от ступенек. Так что, чтобы попасть внутрь трамвая, достаточно сделать один шаг. Низкопольный общественный транспорт удобен для всех пассажиров — в том числе для пожилых, маломобильных или родителей с колясками.

Низкопольный сочлененный трамвай в Москве

Вмещают больше пассажиров

С увеличением численности населения городов растет и количество пассажиров общественного транспорта. Сегодня привычные нам двухосные вагоны уже не обеспечивают необходимую вместимость во многих крупных населенных пунктах.

Эту проблему можно решить разными способами — например, сцепив несколько вагонов в своего рода поезд. Такая конструкция имеет свои недостатки: транспорт хуже разгоняется и немного теряет в маневренности. Кроме того, в начале и середине XX века в некоторых городах появились двухэтажные трамваи — однако, сегодня они практически не встречаются.

Самое популярное решение — сочлененный трамвай, состоящий из нескольких секций. Такой транспорт легче вписывается в крутые повороты, а за счет сквозного прохода пассажиры и кондуктор могут свободно перемещаться по всему салону.

Спустя 150 лет после изобретения трамвай все еще считают перспективным видом городского общественного транспорта. А вы часто ездите на трамвае?