НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаЛучшие авто 2024 года

«Летающий монстр» и «Блинчик»: примеры самых необычных самолетов

24 марта 2019 15:40
Самолет – гениальное творение авиаконструкторов. Но некоторые инженерные решения поражают неординарностью

«Летающая ванна»

Для возвращения американских астронавтов на Землю в 1963 году начались испытания летательного аппарата М2-F1(«Пилотируемого Летного Образца»), собранного по заказу НАСА в Центре Драйдена. За необычный дизайн М2-F1 прозвали «Летающей ванной». Длина аппарата — 6,1 м; высота — 2,89 м; вес пустого самолета — 454 кг. Управление «ванной» возлагалось на единственного находящегося внутри пилота. Испытания длились 3 года. За это время судно претерпело изменения и доработки. Изначально летательный аппарат «привязывали» к автомобилю и устраивали ему «пробежки» по летному полю. В дальнейшем «ванна» стала совершать полеты с самолетом-буксировщиком. Последний полет состоялся в 1966 году. После чего «летающая ванна» не использовалась, сейчас она — экспонат музея авиабазы Эдвардс.

«Летающий бочонок»

Самолет Stipa-Caproni, который создал итальянский инженер Луиджи Стипа в 1932 году, поражает нетрадиционным дизайном. Свое «детище» Стипа назвал «intubed propeller», так как мотор с пропеллером поместил в трубчатый крупногабаритный фюзеляж. Несмотря на положительные аэродинамические показатели, «бочонок» не превосходил по показателям уже имеющиеся летательные аппараты, к тому же был весьма неудобен в управлении. Потому правительство Италии не одобрило контракт, отдав предпочтение более скоростным прототипам, и «бочонок» отправили на слом.

«Летающий блинчик»

Фото: flightmuseum.com

Самолет Vought V-173 американского инженера Чарльза Циммермана — первый летательный аппарат вертикального взлета, созданный в 1942 году. За непривычный дизайн самолет прозвали «Летающий блинчик». При этом еще был и более крупный Vought XF5U, который получил прозвище «Летающая лепешка».

Самолет V-173 имел размах крыльев 7,1 м и максимальную скорость в 222 км/ч. Создавался «блинчик» как палубный бомбардировщик. Однако после завершения Второй мировой войны к самолету с поршневым двигателем пропал интерес, так как появились реактивные самолеты. Сейчас он служит экспонатом в Смитсоновском университете. К слову, металлическая «лепешка» тоже была построена, но, в отличие от «блинчика», ее уничтожили.

«Гоблин»

Самый маленький реактивный истребитель XF-85 Goblin создан в 1948 году компанией McDonnell. Этот истребитель должен бы помещаться в отсек бомбардировщика, поэтому он получил яйцеобразную форму и небольшие габариты, а вооружение состояло из четырех пулеметов. Из-за крошечного размера кабины к пилотам предъявлялись жесткие требования — рост не больше 172 см, а вес — максимум 90 кг (причем уже вместе с костюмом). Несмотря на то, что по своим характеристикам «гоблин» превосходил современников, после не слишком удачных испытаний проект закрыли в 1949 году.

«Воздушный кит»

Американский самолет Aero Spacelines Super Guppy создан в 1962 году. В его грузовой отсек помещалось до 24500 кг груза! Самолет был настолько огромным, что многие сомневались в его возможности взлететь в принципе. Но «кит» доказал обратное!

«Летающий монстр»

Многоцелевой самолет К-7, построенный в 1932 году КБ, возглавляемом Константином Калининым, стал самым большим в самолетостроении. Длина «монстра» — 28 м, размах крыльев — 53 м, а вес — 21000 кг. Универсальный самолет, в зависимости от цели, предполагалось использовать как грузопассажирский, десантный самолет или как бомбардировщик. К-7 оборудовался 20-ю двигателями, мощность каждого составляла 750 л.с. Обслуживался самолет экипажем из 12 человек. На борту гиганта помещались 120 пассажиров или 112 парашютистов. Для использования в качестве бомбардировщика самолет оснащался 12 огневыми точками отсеком на 8,5 тонны груза, который сбрасывался. Однако спустя 7 успешных испытательных полетов произошла авария, забравшая 15 жизней. Советское правительство посчитало происшествие диверсией, и К. Калинин в 1938 году был расстрелян как враг народа, а КБ закрыли.

«Надувной аэроплан»

В 1956 году компания Goodyear создала для армии США Inflatoplane. По сути, это был гибрид дирижабля и воздушного шара: основная часть фюзеляжа как у дирижабля, а крылья, хвост и сиденья сделаны из особого прорезиненного нейлона и надувались насосом. Разрабатывался одноместный вариант с мотором 60 л.с. «Резиновый» самолет развивал скорость 113 км/ч. В нерабочем состоянии Inflatoplane помещался в коробку, что позволяло перевозить его в багажнике джипа. Омрачил испытания несчастный случай: самолет упал из-за обрыва троса управления; летчик-испытатель погиб.