НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Кто получит 175 миллионов за лучший автомобиль-беспилотник?

3 марта 2019 23:25
Под Дмитровом стартовали испытания прототипов робомобилей в рамках всероссийского конкурса

Технологические конкурсы проводятся по всему миру, чтобы ускорить развитие тех или иных решений и технологий. В этом году и в России проходит нечто подобное мировым конкурсам — состязание Up Great «Зимний город», целью которого является развитие технологий беспилотного вождения в сложных климатических и дорожных условиях российской зимы. Для этого перед участниками ставится задача — создать самоуправляемое транспортное средство, способное преодолеть некий технологический барьер.

Под ним понимается способность прототипа проехать без управления человеком дистанцию в 50 километров зимних дорог менее чем за 3 часа. Для этого в декабре 2019 года на полигоне НАМИ в Дмитровском районе Московской области будет сооружён специальный маршрут, имитирующий большинство распространённых дорожных ситуаций, а разработки команд-финалистов должны будут преодолеть его со всеми попутными сложностями: отсутствием разметки, неоднородностью дорожного полотна, наличием трафика, пешеходов и помех движению.

При этом скорость и уровень безопасности движения беспилотника должны соответствовать таковым у среднестатистического водителя-человека. Чья разработка преодолеет технологический барьер — та команда и получает приз в 175 миллионов рублей. Если с задачей справятся несколько команд, то призовой фонд будет разделён между ними в соответствии с тем, какое время покажут беспилотники финалистов на зачётной дистанции. Но чтобы попасть в финал и быть допущенным к прохождению заветных 50 километров, надо пройти квалификацию, первый этап которой состоялся на Дмитровском полигоне 27 февраля.

На удивление популярным форматом для участников стала грузопассажирская техника. Часть участников заездов выступали вне зачёта — как, например, команда Мосполитеха, которая использовала для увешанного лидарами прототипа Kia Ceed.... с механикой! Что под руку попалось, то использовали, но позже инженеры всё же собираются перейти на модель с автоматом

Изначально на конкурс заявились 33 инженерных коллектива, из них экспертизу прошли 14 проектов, а до квалификации добрались всего 11 команд. Первые три из них и попытали свои силы в специально воссозданном на полигоне НАМИ городке: на нескольких импровизированных улицах были расположены 8 заданий, а чтобы пройти в финал, надо было выполнить любые 4 из них. Упражнения приготовили следующие: объезд препятствий змейкой, проезд перекрёстка со светофором и без, движение в пробке, парковка, реагирование на нарушающий сигнал светофора автомобиль, поворот со второстепенной на главную и другие.

Цель конкурса «Зимний город» — найти решения, которые не только позволят беспилотникам распознавать окружающую обстановку в идеальных условиях и адекватно реагировать на происходящее, но и научат роботов правилу «дай дорогу дураку» и дадут им способность видеть в условиях суровой зимы. Правда, тестовый городок совсем не был завален снегом и не то чтобы полон опасностей: чистый асфальт, свежая разметка, правильно развешанные знаки и светофоры, выползающий на дорогу манекен-пешеход. Но организаторы сами признают, что нынешние испытания — лишь первая ступень, с которой надо начинать адаптацию и обучение существующих технологий к реальному миру.

К 5 марта квалификационный этап будет закончен, и на основе его результатов жюри сформирует список прошедших в финал команд. Коллективы получат 9 месяцев для подготовки и доработке своих беспилотников, чтобы те могли преодолеть технологический барьер. А организаторы в соответствии с условиями конкурса получат доступ ко всем собранным во время квалификационных и финальных заездов данным — с камер, радаров, лидаров, акселерометров, гироскопов, спутниковых приёмников и других сенсоров.

Таким образом, организаторы (Российская Венчурная Компания, Фонд «Сколково» и Агентство Стратегических Инициатив) получают в своё распоряжение массив тестовых данных, коллективы-победители имеют известность и финансирование проектов. А вся отрасль совершает скачок вперёд. Теоретически.

Ну а вдруг? Ведь если у нас появится прототип беспилотника, который реально сможет проехать 50 километров зимой по самым разным дорогам с прочими участниками движения и со сменой времени дня — разве это не то, с чем уже можно работать для внедрения настоящих автономных автомобилей и в нашей стране!