Существующие на тот момент дозвуковые пассажирские самолеты, летающие со скоростью около 1000 км/ч, считались «тихоходами» и им отводили не более десяти лет жизни. Однако все получилось совсем по-другому: сверхзвуковые лайнеры хоть и появились, но так и не стали массовыми. В то время как дозвуковые самолеты не только их пережили, но и составляют 100% парка мировой гражданской авиации.
Ту-144
Стремление СССР догнать и перегнать Америку привело не только к полету Юрия Гагарина в космос, но и к соревнованию советского и западного авиапрома. Насмотревшись на разнообразных выставках на макеты перспективных сверхзвуковых самолетов, советские чиновники пришли к мнению, что СССР должен показать капиталистам, что и в стране победившего социализма могут делать самолеты не хуже. Раз уж мы первыми запустили человека в космос, то и сверхзвуковой лайнер тоже построить в состоянии.
В июле 1963 года КБ Туполева было поручено разработать сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144 с четырьмя двигателями и пассажировместимостью 80-100 человек. Дабы обогнать англо-французского конкурента Concorde, разработка машины велась ударными темпами и уже в 1965 году началась сборка первого опытного прототипа.
Туполевцам помогало то обстоятельство, что они уже имели опыт постройки крупного сверхзвукового самолета — бомбардировщика Ту-22, поэтому некоторые проблемы они решали достаточно оперативно. Несмотря на все трудности и новизну проекта, самолет был построен за три года, и 31 декабря 1968 года Ту-144 впервые поднялся в воздух.
Ту-144 вошел в историю не только как первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет, но и как самый быстрый серийный лайнер. Ту-144 мог развивать скорость 2500 км/ч и до сих пор никто его рекорд не побил. Советский самолет мог перевозить 150 пассажиров на дальность до 6500 километров с крейсерской скоростью 2200 км/ч.
К сожалению, судьба этого лайнера оказалась не самой удачной. Перевозка пассажиров была нерентабельной, даже несмотря на то, что билет стоил 80 рублей — серьезные по тем временам деньги. Кроме того, самолет был очень сложным в эксплуатации. Совершив первый рейс в декабре 1975 года, уже в июне 1978 года Ту-144 был поставлен на прикол. Всего было выполнено 55 коммерческих полетов, после чего Ту-144 использовался только для грузовых перевозок и в исследовательских целях. Окончательно данный проект был закрыт в 1983 году постановлением правительства СССР.
Concorde
В отличие от советского Ту-144, англо-французский Concorde эксплуатировался 27 лет и перевез почти 3 млн пассажиров. Французская компания Sud Aviation и английская BAC объединили свои усилия по разработке сверхзвукового лайнера за год до того, как был дан старт проекту Ту-144. И в воздух Concorde поднялся на два месяца позже советского конкурента и максималку показал меньшую — «всего» 2330 км/ч.
Англо-французский лайнер брал на борт 144 пассажира и мог преодолеть 6450 километров с крейсерской скоростью 1780 км/ч. Несмотря на худшие характеристики, многолетняя эксплуатация «Конкорда» стала более значимым достижением в истории мировой авиации, в то время как Ту-144, фактически, так и не вышел на регулярные рейсы, а больше служил своеобразной «витриной» Советского Союза. А вот Concorde летал, причем летал долго.
Airbus A380
Как это ни странно, но на сегодняшний день самым быстрым пассажирским самолетом является огромный Airbus A380. Казалось бы, с такой фактурой сложно ожидать выдающихся динамических характеристик, однако максимальная скорость А380 составляет 1020 км/ч и это самая большая максималка среди пассажирских самолетов. Разумеется, на максимальной скорости этот гигант весом 560 тонн не летает.
«Максималка» подразумевает большой расход топлива и сокращение дальности полета. Поэтому А380 перевозит до 853 пассажиров на дальность до 15 200 километров с крейсерской скоростью порядка 940 км/ч. Что тоже немало, однако до показателей Ту-144 и Concorde ему далеко.
Тем не менее, все три самолета объединяет достаточно непростая судьба. Airbus A380 создавался в середине 90-х годов, когда казалось, что у больших четырехдвигательных самолетов есть очень хорошие перспективы. Но время внесло свои коррективы и на сегодняшний день Airbus A380 так пока и не окупил затраченные на его разработку 14 млрд евро. И по мнению специалистов, не окупит никогда.
Convair 990
В число рекордсменов среди дозвуковых пассажирских самолетов попал лайнер Convair 990, эксплуатация которого началась в 1962 году. Самолет мог разгоняться до 1000 км/ч, но крейсерская скорость составляла 895 км/ч. Машина была построена на базе самолета Convair 880 и имела новые двигатели, удлиненный фюзеляж и доработанное крыло. Однако все доработки не помогли ей отвоевать свое место под солнцем: по сравнению с конкурентами, Convair 990 был неэкономичным и мог перевозить 149 пассажиров на дальность 6150 километров, демонстрируя не самые выдающиеся показатели.
Всего было выпущено 38 самолетов, после чего фирма Convair признала дальнейшую бесперспективность этого проекта и покинула авиационный бизнес. Космическое подразделение Convair было продано в восьмидесятые годы, а закончилось всё тем, что компания прекратила свое существование в 1996 году, влившись в аэрокосмический концерн Lockheed. Однако лайнер Convair 990, хоть и вошел в историю как самолет-неудачник, до сих пор входит в рейтинги самых быстрых серийных пассажирских самолетов.
Boeing 747
Столкнувшись с очень серьезным конкурентом в лице Airbus A380, американский ветеран Boeing 747 в начале нулевых годов пережил серьезную модернизацию. Легендарный «горбатый» лайнер обзавелся авионикой и двигателями от Boeing-787 Dreamliner, разработанным заново крылом и удлиненным фюзеляжем. Самолет стал не только более вместительным, принимая на борт 581 пассажира, но и смог показать максималку в 988 км/ч. На крейсерской скорости 917 км/ч, лайнер, получивший название Boeing-747-8, может преодолевать 15 000 километров.
Несмотря на неплохие показатели экономичности, спрос на четырехдвигательные самолеты неуклонно снижается все последние годы, и, похоже, это будет последняя модификация «горбатого». С 2011 года авиакомпаниям поставлено около 140 самолетов этого типа, причем два Boeing-747-8 под знаменитым позывным Air Force One обслуживают президента США. Неплохое завершение карьеры для самолета, совершившего свой первый полет ровно полвека назад и на протяжении десятилетий являвшимся символом американского гражданского авиастроения.
Ту-114
Советский пассажирский лайнер Ту-114 не является рекордсменом с весьма скромной максимальной скоростью 890 км/ч. Но дело в том, что этот самолет — единственный из пассажирских лайнеров, достигший такой скорости с помощью не реактивных, а турбовинтовых двигателей. Создание машины началось в конце пятидесятых годов, путем конвертации бомбардировщика Ту-95 в пассажирский самолет.
От военного собрата лайнеру досталось большинство узлов и агрегатов, включая измененный фюзеляж, стреловидное крыло и четыре уникальных соосных турбовинтовых двигателя развивающих совокупную мощность 60 000 л. с. Ту-114 перевозил 220 пассажиров с крейсерской скоростью 770 км/ч на дальность 8800 километров, а также выпускался в правительственной модификации с салонами повышенной комфортности.
Эксплуатация самолета началась в 1961 году и закончилась в 1976 году, когда ему на смену пришли более совершенные реактивные лайнеры. Тем не менее, на сегодняшний день Ту-114 является самолетом-рекордсменом по ряду показателей, включая максимальную скорость для турбовинтовых серийных пассажирских самолетов. Всего был выпущен 31 лайнер Ту-114, но до нашего времени дожили только три машины.