НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

С берегов Волги в ад Черного континента: на ГАЗелях по Африке

21 февраля 2019 07:03
«Mail.ru Авто» рассказывает, как же проходило тяжелейшее в мире ралли Africa Eco Race. С какими трудностями пришлось столкнуться нашим парням в первые дни в Африке?

В первой части нашего рассказа мы говорили о том, что же такое Africa Eco Race и почему французы не могли найти у боевых ГАЗель NEXT двигатель. Ну а сейчас пришла пора показать вам, что же такое на самом деле гонки в Африке...

Странная таможня в Марокко: чего-то ждешь, а что именно — непонятно.

В имени ралли Africa Eco Race название Черного континента стоит на первом месте. Именно там начинается настоящее рубилово, люди и машины показывают, на что они способны. Первая неделя ралли проходит в Марокко — удивительной стране, которая у большинства россиян ассоциируется исключительно с мандаринами.

Ночью в Марокко просто фантастические виды

Ранним утром 1 января 2019 года гигантский паром пришвартовался у берегов Марокко, невыспавшийся народ судорожно собрал вещи и загрузился в машины. Настало время сумбурного и непонятного ожидания. Марокканские таможенники и пограничники странным образом появляются и исчезают. Таможенник может увлеченно изучать содержимое багажника и затем без объяснения причин удалиться. Впрочем, несмотря на нерасторопность чиновников, огромный караван за несколько часов преодолел бюрократические препоны и двинулся к первой точке старта.

Особенность машин команды ГАЗ Рейд Спорт в том, что они собраны на стандартных узлах, которые устанавливают на обычные автомобили, колесящие по российским дорогам

Первые шаги

Маршрут ралли прокладывал легендарный гонщик, неоднократный победитель того самого «Париж-Дакара» Жан-Луи Шлессер (напомним, что сейчас гонка с названием «Дакар» проводится уже в Южной Америке). Опираясь на свой опыт, он создал трассу, которая бы выматывала людей и машины, но не ломала их. После новогодней ночи и морской болтанки не имело смысла делать продолжительный и напряженный боевой участок. Поэтому для начала ограничились всего 86 км. Однако уже в этот день ралли понесло первые потери — одно из багги влетело в яму и получило «смертельные» повреждения. Увы, серьезных ралли без потерь не бывает!

В таких серьезных ралли всегда участвует вертолет: при необходимости винтокрылая машина доставит пострадавших в больницу. Если погода нелетная, то в этот день гонка отменяется

Чарующая Африка

После короткого боевого участка машинам пришлось добираться до точки финиша еще более 500 км. На первый африканский бивуак прибыли уже в темноте, судорожно разложили палатки и рухнули в объятия Морфея. А зря! Именно эта ночная стоянка стала одной из самых красивых за всю гонку. Гигантское каменистое плато освещали миллиарды звезд, создавая фантастический лунный пейзаж. Африканский месяц по сравнению с нашим, российским, перевернут на 90 градусов и выглядит этакой лодочкой, плывущей в океане светлячков. Самобытность африканской ночи притягивала и манила, завлекала бриллиантовым блеском. Но, увы, такая напряжённая гонка не дает возможности наслаждаться красотами природы.

Что может быть лучше ночи в Марокко? Только рассвет!
Я уже был на Africa Eco Race. Это уникальная гонка, насыщенная разнообразными участками. Каменистые плато сменяют пески, все время нужно менять тактику езды. Наши ГАЗели NEXT отлично подходят к этому ралли: достаточно легкие и хорошо управляемые автомобили. Важно, что машины ГАЗ — и ГАЗели, и Садко — собраны на стандартных узлах и агрегатах. Так что эта гонка становится настоящей проверкой боем для заводских автомобилей. Нам приходится соревноваться с автомобилями-прототипами, имеющими иные возможности. Но все равно борьба идет на равных.
Евгений Павловштурман команды ГАЗ Рейд Спорт
В этом месте снимался фильм «Мумия»

Действительно, для завода ГАЗ Марокко вызывает особый интерес. Вместе с командой в дальнюю дорогу отправился начальник управления продуктового планирования автозавода ГАЗ Олег Медведев.

В 2017 году мы направили в Марокко партию бортовых ГАЗелей NEXT с однорядной и двухрядной кабинами. Машины прошли опытную эксплуатацию, сертификацию, и в 2018 году начались продажи. В этом году планируется расширение модельного ряда, более того — мы ведём переговоры о создании здесь сборочного производства. Идёт работа и по выходу на рынки других стран региона. Поэтому наша задача в ходе гонки — выяснить все нюансы эксплуатации, понять, какие нужны доработки. Сейчас машины для Африки отличаются от обычных только пакетом для жаркого климата: более эффективны системы охлаждения двигателя и кондиционирования.
Олег Медведевначальник управления продуктового планирования автозавода ГАЗ
Вместе с боевыми машинами путь к Дакару прошли автомобили сопровождения: один микроавтобус ГАЗель, три Соболя и три Урала

Узнать Дакар

На брифинге второго дня организаторы предупредили, что именно сегодня мы все почувствуем настоящий «Дакар». И они сдержали слово. Начались страшные пески. Малейшая ошибка приводила к тому, что машины засаживались по самые ступицы.

Еще ни разу, ни в одной гонке, мне не приходилось столько копать, как во второй боевой день африканского ралли. Для успешного преодоления таких песков нужен особый навык, который приходит лишь с тоннами перелопаченного песка...
Евгений Суховенкопилот команды ГАЗ Рейд Спорт
Один из героев Африки — чех Томаш Томачек. Он отправился в далекий путь в одиночку — без штурмана и механика. Это настоящий подвиг!

Именно тогда остальные участники ралли по-иному взглянули на боевые ГАЗели и Садко. Если поначалу их воспринимали как несерьезных соперников, то после страшных марокканских песков все увидели, что автомобили ГАЗ уверенно мчатся к Дакару. Это настоящие боевые машины, с которыми нужно считаться. На следующий день опасения иностранцев подтвердились: экипаж Суховенко и Павлова на ГАЗели NEXT долгое время шел седьмым в общем зачете.

После каждого боевого дня машину внимательно осматривают механики. Отсыпаются они днем, на ходу, сидя в кресле микроавтобуса ГАЗель

Россияне не только хорошо ехали сами, но и спасали товарищей. Так, у экипажа Алексея Титова и Андрея Русова на арендованном Ford Raptor на третий день произошла настоящая трагедия: умер мотор технички. Как двигаться дальше — непонятно, ведь в этой машине все вещи и ремонтная база. Выслушав невеселый рассказ земляков, спортивный директор команды ГАЗ Рейд Спорт Вячеслав Субботин быстро принял решение:

Своих не бросаем.
Вячеслав Субботинспортивный директор команды ГАЗ Рейд Спорт
Марокканская провинция живет по своим законам. Женщин на улицах мало, лица их закрыты.

После чего все содержимое поломанной технички перегрузили в УРАЛы, машины сопровождения команды ГАЗ. Кстати, эти автомобили оснащены современными двигателями ЯМЗ 530-й серии. Уникальные моторы Ярославского завода, входящего в группу ГАЗ, имеют важную конструктивную особенность. Охлаждение двигателя здесь идёт не так, как это принято, а сверху. Первым делом охлаждается самая проблемная деталь — головка блока. Тем самым удается добиться температурной стабильности. На УРАЛах установлены 6-цилиндровые дизели, а на боевых Садко — четырехцилиндровые.

На боевых ГАЗелях NEXT и Соболях сопровождения стоят двигатели Cummins ISF 2.8. Это мотор от мирового гиганта Cummins обладает феноменальной надежностью. Статистика показывает: на обычной гражданской машине силовой агрегат выдерживает 750 тыс. км. На спортивных ГАЗелях исправно работает весь сезон. 

Без потерь не бывает

Четвертый день стал одним из самых тяжелых за всю гонку: более пятисот боевых километров. Багги под номером 200, до этого бывший в лидерах, не вписался в поворот и после страшной аварии остался без подвески. Не повезло и российскому экипажу Шкляева и Лагуты: во время обгона Садко NEXT попал в яму, перевернулся на крышу, но затем все же своим ходом добрался до точки финиша. Повреждения были значительными, но ГАЗ оказался на редкость живучим. Механики смогли восстановить работоспособность машины менее чем за час! Садко сразу же снова бросился в бой, чем несказанно удивил всех участников.

Пятый день гонки стал серединной вехой. Ралли въехало в Западную Сахару, статус которой до сих пор однозначно не определен. Часть ее де-факто находится в Марокко, а вторая часть — независимая Сахарская Арабская Демократическая республика. Правда, эта вторая часть практически не заселена и даже административный центр её находится в соседнем Алжире. Из-за чего у Марокко с Алжиром многолетний конфликт и даже граница между двумя странами практически «на замке». В 80-е здесь была полноценная война, с танками и самолётами. До сих пор встречаются не разминированные минные поля, и всех участников ралли инструктируют не съезжать с накатанной трассы.

На Уралах NEXT установлены двигатели ЯМЗ 536 — это шестицилиндровые дизельные моторы.

Сенсацией пятого дня стала победа российского экипажа братьев Куприяновых на прототипе Opirus. Первые дни наши гонщики держались в серединке, но затем нарастили темп: приблизились к лидерам, а затем удивили всех, став победителями дня!

Корабль пустыни в пустыне Сахара.

Впереди был день, целый день отдыха! А затем всех ждали суровые пески Мавритании...