НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Большое приключение в Африке. Главное — выжить!

15 февраля 2019 17:50
Одно из самых сложных ралли современности — Africa Eco Race. Более шести тысяч километров, из которых только боевых не менее 4500 км — такой марафон под силу только очень подготовленным автомобилям и экипажам

В 2019 году на «Африку» отправилась и российская команда «ГАЗ Рейд Спорт». Как проходило это сложнейшее приключение и с какими трудностями пришлось столкнуться технике и людям — в нашем цикле материалов. Сегодня — первая часть.

Лазурный берег. До границы с Италией несколько сот метров. В 20 километрах известный музыкальным фестивалем Сан-Ремо

Княжество Монако невелико — всего два квадратных километра. Зато известно всему миру знаменитыми зелеными столами казино Монте-Карло и трассой Формулы-1 — Гран-при Монако. А еще уже более века в княжестве проходит ралли Монте-Карло. И именно здесь стартует уникальный марафон Africa Eco Race — наследник знаменитого Дакара, переехавшего в Южную Америку. Дело в том, что в 2008 году знаменитое ралли было решено отменить из соображений безопасности — «Дакар» сохранил свое название, но переехал в Южную Америку.

Но с потерей Черного континента не смирился знаменитый гонщик, двукратный победитель Дакара Жан-Луи Шлессер. Он смог организовать уникальный марафон, берущий начало на Лазурном берегу и финиширующий на берегу знаменитого Розового озера в Дакаре. Протяженность только боевых участков Африки-2019 превысила 4500 км. Для сравнения, Дакар-2019 короче на тысячу километров.

В этом небольшом городе не хочется никуда спешить, лучше гулять или просто сидеть, наслаждаясь каждой минутой существования

Последние часы до старта

Ментон — небольшой город на Лазурном берегу. В XIX веке он входил в княжество Монако, но в 1848 году он вместе с городом Рокебрюном отделился от княжества и вошел в состав Франции. Площадь Монако уменьшилась с 26 квадратных километров до двух. Благодаря теплому целебному климату Ментон полюбила российская аристократия. Одни ехали просто отдохнуть на Французской Ривьере, другие — ища исцеления от туберкулеза. В память о тех годах есть несколько православных церквей и большое русское кладбище — выздороветь удалось не всем.

В Ментоне, на берегу моря, разместился бивуак ралли Africa Eco Race

Именно здесь в последних числах декабря 2018 года и раскинулся огромный лагерь ралли Africa Eco Race. Около сотни участников — 46 автомобилей и 49 мотоциклов. И на каждого несколько машин сопровождения. Одна из самых серьезных команд на ралли — российская ГАЗ Рейд Спорт, которая представила четыре боевых машины: два внедорожника ГАЗель NEXT и два грузовика Садко NEXT. Машины собраны на стандартных узлах и агрегатах, которые устанавливают на обычные ГАЗели и Садко, которые мы видим на российских дорогах (с ними ехали и машины сопровождения: три полноприводных Соболя, микроавтобус ГАЗель и три Урала с прицепами). Так что для Горьковского автозавода участие в такой гонке — настоящая разведка боем. Как выдержат машины колоссальный пробег в условиях максимального напряжения? Этот вопрос волновал всех.

Вот так выглядят машины сопровождения — автомобили-технички

Стандартные моторы

На ГАЗелях и Соболях — как боевых, так и обычных — установлен дизель Cummins ISF 2.8. Это мотор от мирового гиганта Cummins славится исключительной надежностью. На обычных машинах он отхаживает больше 500 тыс. км, а на спортивных ГАЗелях держится весь сезон. Точно такие же моторы Cummins ISF 2.8 стоят на машинах сопровождения Соболь и ГАЗель.

Не менее интересны двигатели, устанавливаемые на грузовики — ярославские ЯМЗ 530-й серии: — компактные и экономичные дизели. Их особенность в том, что охлаждающая жидкость поступает не снизу вверх, как это принято у большинства собратьев, а сверху вниз. Благодаря этому лучше охлаждается требующая особого внимания головка блока цилиндров, оптимизирован температурный режим.

Даже в декабре на Французской Ривьере можно и загорать, и даже купаться

При этом особенно хочется отметить, что на гонке машинам ГАЗ пришлось сражаться с автомобилями, специально созданными для ралли-рейдов, отличающимися гигантскими ходами подвески и мощными моторами. Например, если мощность ЯМЗ 534 Садко составляет 290 л.с., то в ралли участвовали грузовики, которые имели более 1000 л.с.!

А где мотор?

В Монако мы попали ранним утром. Неподалеку ласково плескалось море, на тихой ряби покачивались сотни яхт. Чайки лениво перелетали с одной посудины на другую, бриз разносил по улочкам города запах утреннего кофе. Создавалось впечатление, что здесь так спокойно всегда. Но нет, в истории Монако бывали и лихие дни. Так, в 1962 году президент Франции Шарль де Голль так возмутился чересчур лояльными к банкирам законами княжества, что пригрозил отключить Монако от электро- и водоснабжения. По тревоге даже были подняты вооруженные силы Монако — все 82 гвардейца и 207 полицейских. Ситуация накалилась до предела! Но все же князь Монако решил пойти на уступки, законы изменили и войны удалось избежать.

Одна из самых престижных марин мира — бухта Монако

Занятно, что и сейчас княжество остается единственным государством в мире, в котором численность армии меньше стандартного военного оркестра, штат которого обычно составляет 85 человек.

Но вот тихое утро закончилось — 30 декабря 2018 года горожан разбудил утробный гул двигателей спортивных автомобилей — стартовало ралли Africa Eco Race! Интерес к нему у местных жителей был огромный. Ведь к Ferrari или Lamborghini тут все давно привыкли. А посмотреть вблизи на такое количество огромных грузовиков — это действительно интересно.

Машины выстроились перед стартом

Прогуливаясь по стартовой площадке мы застали одного француза, с огромным интересом всматривающегося в щели радиатора ГАЗель NEXT. Он не мог понять — почему под капотом нет мотора? Действительно, конструкторы перенесли его за кабину, решив тем самым ряд проблем, актуальных для спортивной машины. Во-первых, улучшили развесовку — ГАЗель NEXT на скорости под 150 км/ч должна нестись по пересеченной местности и расположение центра тяжести принципиально важно. Во-вторых, обеспечили быстрый доступ к узлам и агрегатам — на соревновании на счету каждая секунда. И в-третьих, уравняли длину карданных валов. У спортивной машины ход подвески увеличен до 250 мм и при использовании стандартного карданного вала шарниры могут уйти в запредельный угол и сломаться. При изменении конструкции такая опасность исчезает.

Где же у боевой ГАЗели мотор? Он установлен за кабиной. Не сразу разглядишь!

Мы объяснили все это французу, он рассмеялся в ответ:

— А я смотрю — мотора нет. Уже подумал, что штурман и пилот будут педали крутить. А что, вполне логично: Africa Eco Race — экологическое ралли!

В нашем активе уже есть очень серьёзные ралли-рейды. Машины ГАЗ отлично проявили себя на чемпионате России, прошли весь Шелковый путь. Мы знакомы с пустынями по Китаю и Казахстану. В Африке пока не были, но наслышаны. Особенно пугают песками Мавритании. Но ничего, чем больше трудностей, тем интереснее соревнование!
Вячеслав Субботинспортивный директор команды ГАЗ Рейд Спорт

Поехали!

Но вот машины стали выезжать на старт и отправляться в дорогу. Первый день не идет в зачет. Нужно лишь добраться до порта Сите, загрузиться в паром и уйти в сторону Черного континента.

К вечеру все уже на себе ощутили средиземноморскую болтанку. Впереди — вынужденный день отдыха — до Африки 36 часов хода. А затем начнется первый боевой этап. Постоянные читатели «Mail.ru Авто» уже знают, чем все закончилось. Но нам пока страшновато. Не зря же «бывалые» говорили, что на Africa Eco Race не так важно выиграть. Главное — просто выжить!