НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовПекинский автосалон

Путешествие по морю: насколько это безопасно?

25 июня 2019 07:00
Путешествие на океанском лайнере — это умиротворяющая безбрежная водная гладь, респектабельный отдых, калейдоскоп стран и городов, новые ощущения. Но насколько безопасен морской транспорт?

Развитие авиации, казалось бы, должно было снизить интерес к морским поездкам. Но в последнее время популярность путешествий по воде неизменно растет. Сейчас 36 круизных компаний мира предлагают роскошный отдых на более чем 400 круизных лайнерах. Ежегодно 26-28 млн пассажиров отправляются в плавание. По данным Реестра судоходства Ллойда, ежесуточно в морях и океанах планеты находится 25 тыс. судов всех типов, но при этом 1 корабль в сутки терпит бедствие.

Показатель соотношения смертей на единицу расстояния (100 млн миль) составляет 1,2 человека (на железнодорожном транспорте — 0,9, у самолетов — 0,6, а у мотоциклов — 125). Ухудшают статистику морских пассажирских перевозок паромы и небольшие корабли, которые используются в странах Юго-Восточной Азии. Там показатель соотношения смертей на единицу расстояния соответствует 20 чел./100 млн миль пути!

В целом статистика говорит о том, что в среднем на 1 млн пассажиров приходится 2,3 случая крушения судов. Также цифры говорят, что из 100 тыс. пассажиров погибает 5 человек. Хотя эти показатели могли бы быть гораздо выше, если бы было точно известно, сколько в водах тонет нелегальных мигрантов, пытающихся добраться из Африки в страны Европы. Так, в докладе МОМ (международная организация по миграции) отмечается, что в 2018 году только в акватории Средиземного моря погибло более 1,5 тыс. человек.

Причиной кораблекрушений чаще всего становится шторм, реже — технические проблемы. Но, например, знаменитое крушение корабля Costa Concordia в 2012 году — следствие небрежного отношения капитана к своим служебным обязанностям, что привело к человеческим жертвам. Тогда 4197 человек спасателям удалось доставить на берег, но 27 пассажиров и 5 членов экипажа — утонули. После этого случая круизные компании ужесточили должностные инструкции, постоянно совершенствуют меры безопасности и вводят новые технологии навигации.

Кстати, гибель людей во время плавания — не всегда следствие крушения. Академик Memorial University Росс Кляйн (Канада) на протяжении четверти века собирает сведения о причинах падении туристов за борт. Чаще люди попадают в воду из-за невнимательности, в состоянии алкогольного опьянения или... из-за желания свести счеты с жизнью.

В итоге были разработаны даже специальные правила для обслуживающего персонала. Например, крупнейшая англо-американская круизная компания Carnival обязала стюардов наблюдать за пассажирами, чрезмерно «увлекающимися» алкогольными напитками, и сопровождать к каютам. И это сработало — ежегодный пассажиропоток Carnival составляет 11 млн пассажиров и только четырем путешественникам в 2017 «удалось» упасть за борт.

P.S. Кстати, ЮНЕСКО еще в 2013 году признала круизный отдых самым безопасным.

Год, число, месяцКорабль/паром, рейсРайон крушенияПричиныЖертвы
2009.12.01Паром Prima Ferries (Индонезия), Парепаре-СамариндаМакасарский проливШторм, перегруз парома231
2009.06.09паром SuperFerry (Филиппины), о. Мендао-о. ПананФилиппинское мореПричины не установлены9
2011.10.07Двухпалубный теплоход "Булгария" (Россия); круиз Казань-Булгар-Казаньр. Волга. в районе с. Сюкеево. ТатарстанСудно вышло с нерабочим левым двигателем, шторм, низкая квалификация команды122
2011.10.09Пасс.паром MVSpice Island (Танзания)Индийский океан у берегов ТанзанииШторм192
2012.13.01Круизный лайнер Costa Concordia (Италия)Тирренское мореПосадка на камни32
2012.02.02Паром Rabaul Queen (Папуа-Новая Гвинея), Лаэ-КимлиСоломоново мореШторм116
2012.13.03Паром «Shariatpur −1» (Бангладеш)р. МегхнаСтолкновение с нефтеналивным судном142
2012.30.04Пассажирский паром «Shariatpur» (Индия)р. Брахмапутра, вблизи города ДхубриШторм250
2012.18.07Пассажирский паром Karama Star Gate (Танзания), Дар-эс-Салам-ЗанзибарЗанзибарский проливПогодные условия146
2012.28.12Пассажирский корабль (Гвинея-Бисау), Болома-БисауАтлантический океанОшибка капитана91
2013.16.08Паром «Св. Фома Аквинский» (Филиппины), Манила-БутуанПролив СебуСтолкновение с грузовым кораблем Sulpicio Express Siete150
2013.17.08Теплоход «Полесье-8» (Россия)р. Иртыш, у пос. Н.СтаницаСтолкновение с баржей6
2013.03.11Паром Ko Larn Travel-1, (Таиланд), Ко Лан-ПаттайяВблизи города ПаттайяПерегрузка парома и боковая качка5
2014.16.04Пассажирский паром «Sevol» (ЮжнаяКорея), Инчхон-ЧеджудоЖелтое мореОшибка штурмана, технические причины307
2015.01.06Круизный теплоход Dong Fang Zhi Xing(Китай), Нанкин-Чунчинр. ЯнцзыТорнадо442
2015.08.07Круизный теплоход Phoenix (Таиланд)о. ПхукетВысокие волны, шторм57
2016.05.09Туристическое судно Kurt-C (Турция), однодневный круизУ берегов АнтальиПогодные условия. Крен судна2
2017.25.06Прогулочный корабль «Альмирантес» (Колумбия)Водохранилище Пеньо, вблизи города МедельинТечь22
2018.03.07Пассажирский паром (Индонезия)Побережье Южного СулавесиПробоина34
2018.05.072 пассажирских судна Phoenix (Таиланд)Андаманское море, о. ПхукетСтолкновение, высокие волны39
2018.21.09Пассажирский паром (Танзания), Юкор-Буголораоз. ВикторияПревышение в 3 раза допустимой нормы пассажиров и веса груза.151