НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

На чем будем летать завтра?

13 мая 2019 10:00
В ближайшие годы гражданская авиация претерпит серьезные изменения, причиной которых станет появление таких летательных аппаратов, которые ещё вчера встречались только в научно-фантастических романах

Дроны для людей

Как того и следовало ожидать, дроны предсказуемо занялись не только доставкой товаров, но и вымахали до таких размеров, что им стала по силам перевозка людей. Яркий тому пример — китайский дрон EHANG 184, выросший до габаритов электромобиля Renault Twizy и способный перевозить одного человека массой до 100 кг. Небольшая фирма EHANG была основана в 2014 году в Гуаньчжоу и сразу же занялась выпуском малоразмерных дронов. Но уже в 2016 году представила концепцию пассажирского дрона EHANG 184.

Он полностью изготовлен из композитных материалов и весит всего 260 кг. Расположенные под полом одноместной кабины литий-ионные аккумуляторы позволяют преодолеть с крейсерской скоростью 100 км/ч чуть более пятидесяти километров. После чего потребуется один час для полной зарядки батарей. Дрон оснащен восемью электромоторами, которые вращают восемь пропеллеров, и, по уверениям разработчиков, EHANG 184 может подниматься на высоту до 3000 метров, однако летать выше 500 метров не рекомендуется, дабы не создавать помехи другим участникам воздушного движения.

Разработчики уверяют, что дрон весьма надежен и безопасен — даже в случае отказа половины электромоторов он сможет произвести посадку. «Полетное задание» дрону может задать сам пассажир с помощью персонального планшета, либо управление дроном будет осуществляться оператором из центра управления полетами. EHANG 184 позиционируется как персональное транспортное средство, способное быстро доставлять пассажира на небольшие расстояния, например, из одного конца города в другой, минуя пробки. Так же дрон может быть использован для обзорных экскурсий. Пока что к EHANG 184 проявил интерес только департамент городского транспорта Дубая, который планирует использовать дрон в качестве беспилотного «воздушного такси».

Проект Joby S2

Свой вариант «воздушного такси» разрабатывает и калифорнийский стартап Joby Aviation. Сразу стоит сказать, что, в отличие от дрона-переростка EHANG 184, грядущий Joby S2 — это очень непростой в техническом отношении летательный аппарат, который пока сложно классифицировать. То ли самолет, то ли конвертоплан, то ли нечто такое, чему пока не придумано названия.

Joby S2 рассчитан на двух человек и может управляться как дистанционно, оператором из наземного пункта управления полетами, так и одним из пассажиров. Впрочем, все функции сводятся к тому, чтобы ввести в бортовой компьютер маршрут полета. Взлет аппарата вертикальный, с помощью поворачивающихся 12 роторов, а при наборе нужной высоты и переходе в горизонтальный полет включаются четыре толкающих винта, а лопасти остальных 12 роторов складываются, после чего их электромоторы отключаются. Таким образом не только уменьшается аэродинамическое сопротивление, но и экономится электроэнергия. Joby S2 может развивать скорость до 320 км/ч и преодолевать на одной зарядке около 250 километров. И хотя аппарат ещё не вышел из стадии разработки, уже известна его цена — 200 000 долларов.

Скептики сомневаются, что калифорнийскому стартапу удастся построить работоспособный аппарат с заявленными характеристиками, впрочем, самое главное, что в этот проект верят спонсоры, а они достаточно серьезные: Intel, Toyota, Capricorn Investment и др. Благодаря их поддержке стартап Joby Aviation получил уже более 130 млн долларов на разработку аппарата, полностью укомплектовал штат сотрудников, и можно не сомневаться, что вскоре будет представлен предсерийный Joby S2.

Дешевый самолет

Еще одна калифорнийская компания — Cobalt Aircraft — также предложит в ближайшее время «летающий таксомотор», но уже рассчитанный на четверых пассажиров. В 2015 году фирма начала прием заказов на самолет Cobalt co50 Valkyrie, и благодаря тому, что информация о новом летательном аппарате распространялась через социальные сети, ей быстро удалось собрать почти сотню заявок. Не в последнюю очередь интерес к самолету подогрела и цена в 700 000 долларов, которая затем была снижена до 595 000 долларов (это делает Cobalt co50 Valkyrie одним из самых дешевых поршневых самолетов на американском рынке).

Интересный момент — самолет разработан французским конструктором Давидом Лоури, который предпочел открыть фирму в США вместо Франции, благодаря меньшей бюрократической волоките и большему числу поставщиков комплектующих, многие из которых также базируются в Калифорнии. Лоури применил необычную для самолетов такого класса схему «утка». Кроме того, из-за откидывающейся передней части фюзеляжа, через которую пассажиры попадают в салон, Cobalt co50 Valkyrie был снабжен задним толкающим винтом. Поршневой мотор Continental мощностью 350 л.с. также расположен сзади. При крейсерской скорости в 463 км/ч Cobalt co50 Valkyrie может пролететь 2650 километров.

По мнению Лоури, его самолет можно использовать как персональное транспортное средство, или для коммерческих перевозок. В этом качестве Cobalt co50 Valkyrie может с успехом заменить некоторые вертолеты, так как его эксплуатация обходится значительно дешевле, управлять им проще, дальность полета больше, да и стоит он меньше. Выход самолета на американский рынок планировался в конце 2017 года, но процесс сертификации занял гораздо больше времени, чем рассчитывал Лоури, и первые серийные Cobalt co50 Valkyrie поступят к заказчикам не ранее лета 2019 года.

Проект от «Сикорского»

Что касается вертолетов, то наиболее революционную машину разрабатывает американская компания Sikorsky Aircraft. Новейший вертолет получил название S-97 Raider и является первым вертолетом компании, имеющим не только соосные несущие винты, но и толкающий задний винт. Несмотря на то, что S-97 Raider разрабатывается по заказу военных, в будущем у него наверняка появится и гражданская модификация.

Главная особенность машины — это выдающиеся летные характеристики: S-97 Raider будет самым быстрым серийным вертолетом в мире, способным развивать максимальную скорость в 445 км/ч. Для сравнения, советский истребитель И-16 тип 10 образца 1938 года имел такую же «максималку». При крейсерской скорости в 405 км/ч вертолет способен преодолеть расстояние в 505 километров, кроме того, благодаря соосной схеме он обладает ещё и выдающейся маневренностью, что однозначно должны оценить военные.

Армия готова платить за боевой вертолет по 15 млн долларов, но гражданская версия будет значительно дешевле. Ее появление вряд ли стоит ждать ранее 2022 года, так как сроки окончания работ над вертолетом постоянно переносятся. 2 августа 2017 года предсерийный S-97 Raider потерпел катастрофу, из-за чего программа испытаний была остановлена почти на год, и только летом 2018 года вертолет опять продолжил полеты.

Сверхзвуковые мечты

В 2023 году поднимется в воздух первый в мире сверхзвуковой бизнес-джет Aerion AS2, разработкой которого занимается американская фирма Aerion Corporation при поддержке аэрокосмического концерна Lockheed Martin. Последний имеет колоссальный опыт в разработке стелс-истребителей F-22 и F-35, которым делится со своими партнерами. Разумеется, военные стелс-технологии инженеров Aerion не интересуют, а вот кое-какие наработки Lockheed Martin по аэродинамике им очень помогли. В частности, удалось разработать крыло необычной формы, которое позволяет на 20% снизить аэродинамическое сопротивление.

Aerion AS2 оснащается тремя двигателями General Electric, расположенными в задней части фюзеляжа, и рассчитан на перевозку 12 пассажиров на дальность до 10 000 километров с крейсерской скоростью 1130 км/ч. Но если время поджимает, то самолет может разогнаться почти до 1500 км/ч. Например, полет из Нью-Йорка в Лондон займет 4,5 часа, а из Сан-Франциско до Пекина — 8,5 часов. Aerion AS2 будет не только самым быстрым бизнес-джетом в мире, но и самым дорогим. По предварительной информации, самолет будет стоить около 120 млн долларов, то есть, потенциальный заказчик заплатит за него больше, чем за некоторые более крупные и вместительные авиалайнеры. Для сравнения, Airbus A321 и Boeing 737-900 стоят на три-четыре миллиона долларов меньше, а российский «Суперджет-100» — в два раза дешевле.

В Aerion уверены, что у их самолета прекрасные перспективы, и оценивают ёмкость рынка сверхзвуковых бизнес-джетов в 500 единиц. Вот почему американцы пошли на серьезный риск, потратив на программу Aerion AS2 почти 4 млрд долларов, которые они надеются отбить в ближайшие два десятилетия и получить неплохую прибыль. Если всё пойдет так, как запланировано, то начиная с 2026 года Aerion Corporation будет выпускать по 36 самолетов в год, причем, судя по всему, компания какое-то время будет монополистом в сегменте сверхзвуковых бизнес-джетов. Аналогичные разработки хоть и ведутся другими компаниями, но до начала серийного производства прямых конкурентов Aerion AS2 ещё очень далеко.