X-Trail не раз менял имидж, дизайн, но с продажами у ниссановского кроссовера неизменный порядок. Любит наш народ «хитрилу» за разумные цены при хорошей вместимости и сбалансированном оснащении. Kodiaq — новичок, вступивший в сегмент неуверенно, со скрипом, потому что сложно стать хитом, когда тебя импортируют. Теперь же самая универсальная Skoda прописалась на заводе в России, получила гуманный прайс-лист и стала «Ниссану» серьезной угрозой. Ведь чехи исторически делают ставку на семейные запросы.
Но о пассажирских способностях и прочей практичности чуть позже. А пока разберем вопрос, который, как показали комментарии к анонсу этого сравнительного теста, серьезно волнует наших читателей. За два с небольшим миллиона оба кроссовера будут бензиновыми, полноприводными, с автоматами, однако в нашей паре Kodiaq — это 1.4 турбо и робот (комплектация Style — 2 052 000 рублей без учета опций), а X-Trail — 2.5 атмосферник и вариатор (исполнение LE Top — от 2 272 000 рублей). Какая же концепция лучше и надежнее?
«Пробки» и выбор коробки
Чем больше на пути заторов, тем приятнее ехать на «Ниссане». Способности мотора в вялотекущем трафике отходят на второй план, зато бесступенчатая трансмиссия Xtronic обеспечивает предельно деликатное движение: газ — тормоз, все плавно, без нервов. Но с ускорением потока X-Trail словно отекает, тяжелеет: первый отклик на правую педаль бодрый, а затем вариатор разрывается между желанием выставить оптимальные обороты и имитировать переключения на манер ступенчатой коробки. Поэтому «японец» воспринимается на фоне «Шкоды» уже не столь проворным. Хотя паспортные показатели близки: почти одинаковая масса порядка 1650 кг, 10,5 с до «сотни» у «Ниссана» против 10 с у соперника при максимальной скорости 190 и 194 км/ч соответственно.
Kodiaq же в динамике перестает донимать вибрациями, толчками и излишней резкостью, от которых за 16 лет производства так и не избавили до конца шестиступенчатый робот DSG с «мокрыми» сцеплениями. За пределами «пробок» преселектив становится четким и быстрым, да и с маленьким мотором у него гармоничный союз. Турбонаддув выдул из скромного литража 250 Н∙м, размазав их по основному рабочему диапазону — от 1500 до 3500 оборотов. Поэтому по эластичности в городской среде Kodiaq превосходит конкурента. Отыгрывается Nissan на трассе, где шкодовский 150-сильный движок выдыхается, а японский атмосферник QR25, наоборот, раскрывается, выдавая максимумы тяги (233 Н∙м) и мощности (171 л.с.) на 4000 и 6000 об/мин соответственно. Причем бубнит ниссановская «четверка» приятнее малокубатурного стрекота «Шкоды». Однако концерт этот не благотворительный: X-Trail расстроил средним расходом под 12 л/100 км, в то время как Kodiaq легко удержать в 9. Утешение лишь в том, что «Ниссану» разрешен недорогой 92-й бензин.
Закипевший полный привод
Надежность силовых агрегатов покажет только утомительный ресурсный тест, но мы устроили кроссоверам блиц-испытание — отправились наматывать круги и «восьмерки» в силовых скольжениях по снежно-ледяной площадке. Понятно, что гонять боком на семейных машинах вряд ли кто станет, но если вдруг появится зуд пошалить, выбирайте «Шкоду». Спортивный режим шасси, системы стабилизации — и Kodiaq приятно метет хвостом, подстраховывая водителя электроникой на критичных углах заноса. А главное — ноль проблем с техникой. Nissan готов полностью отрубить ESP, однако вскоре веселье прекращается — X-Trail внезапно становится переднеприводным. Перегрев межосевой муфты... Так что обновление не избавило «хитрилу» от старого недуга.
Зато обе коробки передач выдержали, в том числе, и небольшой внедорожный тест. На скользкий грунтовый косогор, укрытый снегом, без подготовки увереннее карабкается X-Trail. Причем не имеет значения — выбрал водитель автоматический режим полного привода или заблокировал муфту принудительно: трансмиссия и имитации межколесных блокировок справляются с задачами. Skoda требует более вдумчивого подхода: кнопка Off-road и различные ездовые настройки многое меняют в поведении машины. В итоге Kodiaq забрался чуть выше, однако это дело опыта — на реальном бездорожье экспериментировать не всегда получится, надо заранее знать, что нажимать. К тому же робот DSG не любит ползти внатяг по вязкому покрытию. Вариаторный Nissan, выходит, в этом плане чуть универсальнее и проще в использовании.
Когда багажник на равных с салоном
Пассажиров приветливее встречает X-Trail. Задние двери распахиваются чуть ли не на прямой угол, светлый салон привлекает уютом, на ощущение простора играет и панорамная крыша. И здесь действительно много света и места. Но более крупная «Шкода» еще просторнее, причем по всем направлениям! Пусть садишься в Kodiaq, словно в темную пещеру (хотя бежевое исполнение и стеклянный потолок также доступны), зато внутри — хоть ногу на ногу закидывай, да и пространство организовано грамотнее. К примеру, диван двигается вперед-назад в обеих машинах, равно как регулируется наклон спинки. Однако откидной подлокотник в «Ниссане» — это еще и крышка лючка в багажник. Хочешь сидеть с комфортом — терпи запахи из грузового отсека и слушай, что там кувыркается. Хочешь тепла — проси водителя, поскольку клавиша подогрева находится на центральном туннеле спереди. Skoda подобных ляпов не допустила. Пожурим Kodiaq лишь за более высокий центральный туннель.
Движение ногой под задним бампером — пятая дверь поднимается сама, пачкать пальцы о грязную кнопку замка не заставляют оба кроссовера. А дальше начинается головоломка, потому что «Ниссан» предлагает аж 18 конфигураций багажника. Полезная система называется Flexiboard — это набор полок и перегородок, которые можно устанавливать на разной высоте, разделяя пространство по принципу этажерки. Skoda отвечает другими практичными фишками. Так, плафон освещения на деле оказывается съемным аккумуляторным фонариком с магнитным корпусом: таскай с собой либо лепи на крыло и подсвечивай рабочую зону при замене колеса. Спинки заднего дивана складываются дистанционно — приводом от клавиш на стенках. Плюс, здесь хватает такелажных сеток, крепких крючков и прочих приспособлений для фиксации груза.
Пупырышки против NASA
Не потому ли обе марки серьезно озаботились хранением багажа, что для семейного транспорта X-Trail, равно как и Kodiaq, жестковаты на ходу? Ощущение, будто перманентно едешь на замерзшей подвеске с закоченевшими амортизаторами. Кроссоверы скверно переваривают «лежачих полицейских», трещины, ямы, да вообще любые дорожные дефекты. Что ни кочка — всхлипы, стуки и назойливые микровибрации, как если бы в колесные диски снег набился и вызвал дисбаланс. Причем Skoda даже на более «пухлых» шинах 235/55 R18 хуже фильтрует мелочь. Сидишь, словно в автобусе перед нетерпеливым ребенком, который монотонно долбит ногами спинку твоего кресла. Вроде бы не больно, но порядком раздражает. Nissan на своих 225/55 R19 огорчает толчками в руль, если неровность попалась в повороте.
Компенсация — стабильность на прямой и точное управление без навязчивой спортивности. Приятно заходить в виражи, удобно мчать далеко по ровной трассе, пассажиров не укачивает. При этом X-Trail расслабляет сильнее: руль у него легче, а широкие кресла Zero Gravity совместной разработки с американским космическим агентством NASA — универсальнее. В «Шкоде» полным людям живется хуже: несмотря на обилие настроек, жмут валики боковой поддержки плотного сиденья. Девушки пожалуются на туговатую (по сравнению с «Ниссаном») при парковочных маневрах «баранку». И все же водительское место чехи продумали лучше. Это касается как глобальных вещей, так и мелочей вроде подстаканников с «пупырышками», позволяющими открыть бутылку воды одной рукой. Единственное сомнительное решение — сенсорные клавиши по периметру центрального дисплея, лишенные внятной обратной связи.
Nissan по эргономике проигрывает: регулировок руля едва хватает, нелогично расположены кнопки (актуальный в холода обогрев «баранки», к примеру, включается слева внизу в слепой зоне), автоматический стеклоподъемник по-прежнему один, экран антикварной мультимедийной системы с убогой графикой убивает пользу от камер кругового обзора, персональных настроек меньше... И даже по отделке X-Trail беднее. В «Шкоде» больше мягкого пластика, детали и фурнитура изящнее, в темноте настроение создает контурная подсветка (10 цветов на выбор), а «японец» отвечает лишь светлыми тонами полимера и кожи, которой частично обернута передняя панель.
Вывод: Skoda победила
Статистика продаж 2018 года вышла показательной. По итогам 12 месяцев Kodiaq в ТОП-25 российского рынка не попал (в отличие от «Ниссана»). Но последний квартал Skoda неизменно опережала X-Trail. Так что народ распробовал теперь уже относительно доступный кроссовер из Чехии. Он и побеждает в тесте с уверенным преимуществом по «семейным» дисциплинам при сопоставимых с «Ниссаном» ходовых качествах. Получается, чешская локализация оказалась эффективнее японского рестайлинга. Считаете иначе? Высказывайтесь в комментариях.
Что хорошего в Skoda Kodiaq | Что хорошего в Nissan X-Trail |
Тихий, экономичный мотор | Удобный для города вариатор |
Просторный салон | Багажник-трансформер |
Эргономика | Обзорность и маневренность |
Практичный багажник | Простое управление на бездорожье |
«Умные» мелочи вроде скребка для льда | Яндексовский навигатор с «пробками» на некоторых версиях |
Опциональная семиместность |