Год назад швейцарская компания Rinspeed, известная своими футуристическими концептами, представила идею новой транспортной архитектуры Snap. Она заключалась в том, что шасси и кузова самоуправляемых автомобилей должны быть отделимы друг от друга — такая модульная конструкция позволит снизить издержки производства и эксплуатации. Ведь электрические тележки трудятся круглые сутки, перевозя разные «кузова», а сами надстройки — только по мере надобности. В этом году проект получил развитие в виде концепции microSNAP.
Автономные транспортные модули были уменьшены до размеров городского микрокара (2 626 на 1 335 на 1 708 мм) и снабжены уточнённой философией: теперь это развозные автомобильчики для доставки и одновременно автономный каршеринг для двух пассажиров. Но генеральная идея осталась прежней: в тележке находится всё оборудование, которое отвечает за передвижение. Ввиду естественного старения — как морального, так и физического — эта часть робомобиля подлежит регулярной замене. А кузов остаётся в строю, получая новое шасси по мере развития технологий или износа старого.
В этом в Rinspeed видят и решение проблемы обслуживания авто, выработавших свой ресурс: дорогостоящие агрегаты современных машин приходят в негодность раньше, чем износится конструкция целиком. И когда кузов, интерьер и мультимедийные возможности вполне могут послужить ещё, но ремонт или апгрейд агрегатов становится слишком дорогим, такие автомобили часто отправляются на свалку. В случае с Rinspeed microSNAP достаточно подкатить под кузов новую тележку — и робокар будет бегать дальше, оснащённый самыми последними разработками.
А так как экосистема предусматривает «шеринг» шасси, то проблемы износа и замены у клиентов вообще не будет: за обслуживание и замену тележек станет отвечать оператор сервиса. Причём надстройками тоже не предполагается владеть в частном порядке: возможность разъединить верх и низ автомобиля позволяет сделать систему более гибкой и тратиться только на то количество «тележек», которое позволит им не простаивать, а эффективно работать круглые сутки.
Технические характеристики модульных аппаратов от Rinspeed следующие: масса шасси 730 кг, мощность 17,7 л.с., тяга 57 Н∙м, максимальная скорость 75 км/ч, а запас хода — около 95 км. Базовый пассажирский кузов сделан из композитных панелей на стальной раме и оснащён парой кресел с подогревом и охлаждением. Примечательно, что на прошедшей недавно выставке CES в Лас-Вегасе Rinspeed представила не просто макет, а действующий прототип, системы которого изготовлены реальными подрядчиками и вполне работоспособны.
Интересно выполнено всё, что связано с освещением и подсветкой. Так, у прототипов microSNAP вместо «номеров» — цифровая регистрационная табличка, а внешнее освещение способно общаться с другими участниками дорожного движения посредством световых сообщений. Фары тут диодные матричные, поэтому позволяют пользоваться дальним светом без ослепления водителей. А в салоне пассажирской надстройки предусмотрено атмосферное освещение, которое адаптируется к настроению и самочувствию пассажиров на основе данных от биометрических датчиков.
Коммуникацию с другими транспортными средствами и инфраструктурой на основе связи 5G обеспечивает компания Harman — подразделение Samsung. В телематическую составляющую входит также обновление «софта» по воздуху и защита от кибератак. Взаимодействие с пассажиром происходит посредством голосового общения, в том числе через уже известных мобильных консьержей Siri, Bixby, Alexa или Cortana. В салоне установлен 49-дюймовый дисплей, а также хитрая аудиосистема с двумя виртуальными звуковыми зонами, чтобы каждый пассажир мог слушать свой контент, не мешая другому.
На этом фоне совершенно не удивительно, что климатических зон в небольшой капсуле тоже две, а система обещает высокий уровень энергоэффективности. Этому способствуют и затемняемые стеклянные панели кузова — эту же технологию применяют в самолёте Boeing Dreamliner. Автономный аппарат microSNAP способен распознавать пассажиров по радужной оболочке глаза и автоматически применять нужные настройки под конкретного человека. Кстати, в качестве резервного средства управления в кабине есть и джойстик, дающий сидящим внутри некоторые возможности водителя.
Если не ограничиваться пассажирским функционалом, то фантазия разработчиков предлагает чисто грузовые капсулы для быстрой доставки товаров, кронштейны для перевозки двухколёсной техники, доставку холодных и горячих продуктов питания, мобильную станцию подзарядки или передвижной кабинет домашнего доктора. Для быстрой смены капсул разработали решение от производителя промышленных роботов Kuka — две механические лапы оперативно заменяют функциональную надстройку без участия человека.
Компания Rinspeed не впервые занимается разработкой подобных концептов и вообще давно известна на рынке автомобильных идей. Её основал аж в 1979 году швейцарский инженер Франк Риндеркнехт. Сначала в Rinspeed занимались тюнингом спорткаров, но в девяностых стали строить необычные концепты, в основном спортивного толка. В нулевых компания мечтала об амфибиях и электротяге, а сейчас сосредоточилась на автономных технологиях и транспортных системах будущего.
Для претворения в жизнь концепции Snap решено создать отдельную компанию Snap Motion, которая будет располагаться частично в Кремниевой Долине (программная часть), а частично в Европе (аппаратная). Очевидно, переход на более компактный формат автомобильчиков microSNAP и более прозаичная система замены кузовов на основе манипуляторов (в изначальном проекте Snap капсулы сами монтировались на шасси) означают намерение Rinspeed попробовать эксплуатацию своей разработки хотя бы в тестовом режиме. И это важный момент, потому что раньше концепты швейцарской фирмы не получали путёвок в жизнь.