По данным исследований, еще год назад, для того чтобы отвезти автомобиль на ТО, достаточно было позвонить в сервис утром и записаться на вечер.
«Сейчас ситуация сильно изменилась. При росте числа проданных автомобилей количество подъемников на сервисе у дилеров и специалистов-ремонтников, способных провести необходимые работы с машиной, остается тем же. В итоге от звонка в сервис до собственно приемки машины может пройти несколько дней», – уверен Дацкив.
Обзвонив московских дилеров иностранных автопроизводителей, добившихся наибольших успехов по итогам продаж 2003 года, «Газета.Ru» выяснила, что сейчас очередь на ТО в их сервисных центрах составляет в среднем два-три дня. Столько, например, придется подождать, чтобы пройти техобслуживание на сервисах прошлогодних лидеров по продажам – Toyota, Ford и Daewoo. Для того чтобы в будни поставить на ТО Mitsubishi, Hyundai, Kia, Opel, Volvo, Suzuki, Honda и Mazda, надо записываться за день или за два. Если же вы хотите проходить ТО в выходные, то записываться лучше дня за четыре, но никак не в пятницу.
Возможно, два-три дня ожидания – и не столь долгий срок. Однако тенденция говорит об ухудшении условий. Еще тяжелее – с внеплановыми работами. Так, средний срок записи на работы по электрике на основной массе сервисных центров колеблется от семи до десяти дней.
То есть, если машина внезапно «умерла» из-за поломки какого-нибудь коммутатора, вам светит минимум неделя езды на общественном транспорте или такси.
Альтернативой может стать поездка к гаражным мастерам или в неофициальный сервис, но это чревато потерей гарантии.
Если же автомобиль попал в аварию и требует кузовного ремонта, время его ожидания может растянуться на месяцы. В зимний период число аварий возрастает в разы, и эта проблема стоит особо остро. К примеру, сотрудник «Газеты.Ru» попал в ДТП на новенькой Toyota Corolla еще в конце прошлого года. А записаться на ремонт сумел лишь на конец марта... В московских представительствах иностранных автопроизводителей об этой проблеме знают и пытаются по мере возможности ее решать. Ford, к примеру, выходит из ситуации при помощи постоянно растущего числа дилеров. По словам пресс-секретаря российского представительства компании Оксаны Хартонюк, только за прошлый год число дилеров компании увеличилось с 57 до 85. Вместе с появлением новых точек продаж появились и новые сервисы. Также проблему решает и GM, число дилеров которого возросло за 2003 год с 30 до 45.
А вот лидер продаж Toyota вместо экстенсивного расширения предпочитает интенсивное. Сейчас, как и год назад, в столице всего пять дилеров Toyota и два дилера Lexus. По словам пресс-секретаря компании Анастасии Кокоревой, проблема очередей на ТО и внеплановые работы сейчас решается за счет изменения графика работ уже существующих сервисов. Так, в офисах «Тойоты-центра» на Лосином острове и в Битце автосервисы перешли на круглосуточный режим работы.
Соответственно, сократился срок ожидания работ, в том числе и кузовных – срок ожидания уменьшился с трех месяцев до полутора.
Постоянно растущие объемы продаж иностранных автомобилей чреваты еще одной неприятностью для покупателей. Это в первую очередь относится к самым популярным моделям, которые надо заказывать за месяц или два. По словам Олега Дацкива, бывали случаи, когда уже заказанную за два месяца до этого машину привозили в Москву, но покупатель не мог получить ее на протяжении еще двух недель. Происходит это по той причине, что из-за большой загрузки сервис-центров дилеры не успевают вовремя провести предпродажное обслуживание автомобиля. «А если покупатель хочет установить магнитолу, литые диски или что-то еще из дополнительного оборудования, он может еще месяц прождать уже привезенную машину», – отметил собеседник «Газеты.Ru».