НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Средства передвижения будущего: от ховерборда до поездов

26 февраля 2019 07:01
Технический прогресс привел к появлению новых транспортных средств

Реактивный ранец

Человек всегда стремился покорить небо, но только сейчас стали появляться индивидуальные средства полета. Причем не громоздкие, как, например, мотодельтапланы, а компактные и легкие. Одной из самых любопытных новинок является Flyboard Air EXP от французской фирмы Zapata Industries. Ее возглавляет бывший чемпион мира по аквабайку Франки Запата, который в 2005 году начал выпуск платформ, летающих над водой за счет напора струи воды.

А недавно его фирме удалось сделать ховерборд оснащенный четырьмя компактными реактивными двигателями тягой по 30 кг каждый. При собственном весе в 25 кг, платформа в состоянии поднимать пилота массой до 100 кг на высоту до полутора километров и развивать скорость до 150 км/ч. Двигатели питаются топливом из 23-литрового бака-ранца закрепленного за спиной пилота (хватает на 10 минут полета), а сама платформа управляется с пульта или за счет наклона пилота в ту или иную сторону.

Самой сложной проблемой при разработке Flyboard Air EXP оказалась система стабилизации, но команда разработчиков с ней справилась, установив несколько гироскопов с автономным питанием от аккумуляторов и два небольших пропеллера. Впрочем, уже после выпуска Flyboard Air EXP Запата столкнулся с другими сложностями — его детище было запрещено во Франции. Власти страны не смогли банально классифицировать это транспортное средство, следовательно, было неясно, под какие законы оно подпадает. Кроме того, высказывались серьезные сомнения в его безопасности. И хотя Франки Запата утверждает, что Flyboard Air EXP достаточно безопасен, сам он пока предпочитает летать на нем исключительно над водоемами.

Летающее такси

А вот пассажиру и пилоту немецкого мультикоптера Volocopter 2X переживать не о чем, так как это транспортное средство снабжено парашютом, который автоматически раскроется в случае возникновения аварийной ситуации. Несмотря на то, что в настоящее время этот мультикоптер предполагается использовать в качестве «воздушного такси» в Дубае, разработчик — немецкая компания Volocopter GmbH — признает, что их детище пока далеко от совершенства. Главным образом по причине малой емкости литий-ионных аккумуляторов, которые позволяют пролететь всего 27 километров, да и то не разгоняясь более 70 км/ч. После чего Volocopter 2X надо ставить либо на «быструю» зарядку и через 40 минут батареи будут полностью заряжены, либо заряжать два часа от обычной электросети.

Данный проект является дальнейшим развитием мультикоптера Volocopter VC2 образца 2011 года, на котором и были отработаны основные технические решения. Затем была объявлена краудфандинговая компания? и к 2017 году удалось собрать более 25 млн евро, причем интерес к проекту проявил концерн Daimler AG. Кабина мультикоптера и расположенный сверху неё круг диаметром 9,15 м с 18 пропеллерами изготовлены из композитных материалов, благодаря чему Volocopter 2X весит всего 290 кг. Каждый винт вращается собственным электромотором, а литий-ионные аккумуляторы разбиты на секции, каждая из которых, в свою очередь, питает электричеством два электромотора. Так что в случае разрядки одной или даже двух секций, мультикоптер сможет лететь. Невелика пока и полезная нагрузка Volocopter 2X, которая не превышает 160 кг. То есть пилот и пассажир не должны страдать лишним весом, да и багаж должен весить как можно меньше. Впрочем, немцы продолжают совершенствовать свой мультикоптер.

Автомобильный мотоцикл

Неплохие перспективы у американской фирмы Lit Motors, которая разработала гибрид мотоцикла и автомобиля с немудреным названием С-1. Его длина 2,8 м, ширина — 1 м, высота — 1,4 м. То есть стандартного парковочного места хватит для размещения двух таких электромобилей!

Но самый главный плюс Lit C-1, это не только его закрытый кузов, который спасет от непогоды, но и феноменальная устойчивость, обеспеченная двумя гироскопами, которые не дадут машине упасть на бок даже при аварии. Гироскопы расположены под пассажирским сиденьем, а под сиденьем водителя находятся аккумуляторы, питающие два мотор-колеса совокупной мощностью 27 л.с., но при этом обладающие внушительным крутящим моментом в 1726 Н∙м. На покорение первой сотни Lit C-1 требуется чуть более 6 секунд, максимальная скорость составляет 160 км/ч, а на одной зарядке электромобиль может преодолеть 320 километров. Цена Lit C-1, правда, высоковата — около 24 000 долларов, но при массовом выпуске американцы обещают её снизить.

Автобусы без водителя

Беспилотные автобусы в обозримом будущем должны полностью вытеснить с маршрутов своих предшественников с водителями. Впрочем, в Китае это уже стало реальностью — технологический гигант Baidu недавно отпраздновал выпуск сотого беспилотного электрического автобуса Apolong. Своего автомобильного производства у Baidu нет, поэтому выпуск автобусов развернут на заводе китайского автопроизводителя King Long. Baidu разработал автопилот четвертого уровня, что позволяет автобусу передвигаться полностью в беспилотном режиме.

На борт автобус берет 14 пассажиров, может проехать сто километров и способен разгоняться до 70 км/ч, правда, пока что он работает в зонах с ограничением скорости до 40 км/ч. Зарядка батарей от обычной электросети занимает два часа. Самое интересное, что этим беспилотным автобусом заинтересовались японцы — компания Softbank Group купила десять Apolong, которые с 2019 года предполагается эксплуатировать в токийском аэропорту. В самом Китае электробусы будут использоваться в аэропортах и технопарках Пекина, Шеньчжэня и Уханя. Стоит отметить, что разработанная Baidu платформа с открытым кодом Apollо ляжет в основу систем автономного вождения многих автопроизводителей, в частности будущие беспилотники Jaguar-Land Rover будут использовать эту платформу!

Водородные поезда

В сентябре этого года в Германии началась эксплуатация первого в мире водородного поезда Coradia iLint производства французской компании Alstom. По подсчетам немцев, покупка водородных локомотивов обходится дороже, нежели дизельных или дизель-электрических, но эксплуатация их намного дешевле. А про экологическую составляющую и говорить нечего. Также не стоит забывать, что постоянно ужесточающиеся нормативы Евросоюза по выбросам вредных веществ неминуемо должны привести к запрету «грязного» транспорта, к которым будут отнесены не только автомобили, но и локомотивы. А так как в Германии более 40% железнодорожных линий не электрифицированы, то иного выхода, кроме как приобретать водородные локомотивы, у немцев нет.

Водородный поезд Alstom Coradia iLint способен проехать на полностью заправленном баке от 800 до 1000 километров, в зависимости от количества вагонов в составе. Правда, компания-производитель пока не рекомендовала превышать скорость более 140 км/ч, в то время как дизельная модификация этого локомотива может разгоняться до 180 км/ч. Стоит отметить, что сами французы готовятся начать эксплуатацию водородных поездов только в 2021 году. Такая задержка объясняется тем, что до этого надо создать необходимую инфраструктуру, в частности стационарные водородные заправочные терминалы, в то время как немцы пока обходятся мобильными «заправками». По такому же пути собираются пойти англичане, которые также подписали контракт с Alstom на поставку водородных локомотивов.