НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовПекинский автосалон

Уличные лифты: «Вам в какой район?»

7 февраля 2019 08:03
Мы привыкли, что лифты ездят только вверх-вниз. Строго по вертикали. Но в недалеком будущем они смогут кататься и по горизонтали. Перемещаясь даже между зданиями — по улицам!

Транспорт для ленивых

Впрочем, уже сейчас в некоторых городах мира есть уличные лифты. Они очень удобны в холмистой местности: пассажиры спокойно поднимаются из низин в верхние районы.

Например, в бразильском городе Сальвадор еще с 1873 года действует подъемник Ласерда (назван в честь своего главного строителя). Он соединяет верхний район исторической застройки с деловыми кварталами внизу. Четыре лифтовые кабины перевозят в день около 28 тысяч пассажиров.

Подъемник Ласерда в городе Сальвадор (Бразилия). Фото: Wikipedia / Ciroamado

В столице Португалии Лиссабоне тоже есть уличный лифт преклонного возраста — Элевадор—ди-Санта-Жушта. Работает с 1902-го года, соединяя два разноуровневых городских района. Португальцы так гордятся этим лифтом, что присвоили ему статус национального памятника. И Санта-Жушта достоин столь монументального звания: его внешняя обрешетка отлита из чугуна и смотрится, как кружевной фасад готического собора. А кабины обшиты внутри деревом и зеркальными панелями.

Элевадор-ди-Санта- Жушта в Лиссабоне. Фото: depositphotos
Источник: depositphotos.com

Гораздо скромнее выглядит подъемник Асансор в турецком Измире: снаружи это просто кирпичная башня. Лифт был построен в 1907-м на средства одного богатого торговца. Его товары прибывали в Измир на кораблях. От береговой линии на верхотуру, в город тяжелые тюки и ящики поначалу затаскивали грузчики. Но они, вероятно, заламывали несусветную цену за свои услуги, раз уж торговец решил, что лифт обойдется ему дешевле. А может он просто хотел показать, что ничто из технических новинок ему не чуждо. И воздвиг подъемную башню. Правда, в кабине возят теперь не грузы, а туристов и местных жителей, которым лень подниматься на холм пешком.

Подъемник Асансор (Турция). Фото: Wikipedia / Yılmaz Uğurlu

Хотя еще более ленивы, пожалуй, те, кто проживает в итальянском Губбио. У них целых два лифта. Мы уж молчим про Монако, в котором подъемных устройств неприлично много. Пришлось даже составлять отдельную карту, на которой обозначены посадочные станции. Там, где нет лифтов, есть эскалаторы. Они завозят желающих даже на невысокие пригорки.

Настенное метро

Смотрели фильм «Чарли и шоколадная фабрика»? Тогда, наверное, помните эпизод, в котором Вилли Вонка предлагает гостям войти в диковинный стеклянный шар с множеством кнопок. И хвастается:

— Это лифт. Который передвигается не только вверх-вниз, но и в любую сторону. Он доставит вас в любое помещение на фабрике. Впрочем, не только на фабрике, а вообще — где бы оно ни находилось.

Лифт из к/ф

Вероятно, инженеры немецкой фирмы Thissen Krupp тоже видели этот фильм. И вдохновились идеей необычного лифта. Думали они, думали... И — вуаля! — придумали лифтовую систему, чем-то похожую на метро. Которое ездит не под землей, а по стенам зданий. Принцип такой: по специальным тоннелям ходят маленькие вагончики. У каждого — персональный двигатель. Если вы пропустили один вагончик, то через 15 секунд подойдет следующий.

Фото: thyssenkrupp-elevator.ru

Вагончики, как и тот стеклянный шар в киношке про шоколадную фабрику, способны двигаться не только вверх-вниз, но еще вправо-влево или по кругу. Главное, чтобы в заданном направлении был проложен для них тоннель.

А поскольку тоннели можно обустроить в переходах между зданиями, то получается, что такой системой вполне реально опоясать целый мегаполис. По крайней мере, авторы проекта уверены, что создали прототип нового вида общественного транспорта. Правда, пока они не определились с его названием. Поэтому именуют свое детище то горизонтальным лифтом, то вертикальным метро, то маневренным такси.

Сейчас это нечто тестируется в специально отстроенной для испытательных целей 240-метровой башне. А вот когда оно будет запущено в массовую эксплуатацию — пока неизвестно. Так ведь и обычный лифт «дошел» до нас не сразу. Конструкцию пассажирско-грузовых подъемников разработал еще Архимед. А широкое распространение они приобрели лишь в XIX веке.

— Ох, тогда мы не дождемся этого настенного метро! — воскликнут разочарованные читатели. Дождемся! В современном мире все процессы происходят на бешеных скоростях. Поэтому, возможно, что совсем скоро при входе в лифт мы будем спрашивать случайного попутчика:

— А вам в какую сторону?

Лидия Мезина