НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовПекинский автосалон

Как мы покатались по Луне (и на чем)

18 декабря 2018 07:03
Пожалуй, на Земле не осталось ни одного уголка, куда бы не «ступало» колесо автомобиля (кроме дачи твоей бабушки). Но нашей планете колесам оказалось мало. Они успели наследить и в космосе, например, на Луне

Правда, сделать обзор транспортных средств, которые на сегодняшний день поездили среди лунных кратеров и морей, проще, чем модельного ряда «АвтоВАЗа». Потому что там побывало всего-то шесть колесных аппаратов. Зато дел они наделали немало.

Луноход-1

Фото: НПО им. Лавочкина

Кто сделал

Первый в мире лунный транспорт сделало «НПО имени Лавочкина», а также весь советский народ в лице ракетно-космической и оборонной промышленности СССР.

Как устроен

«Кастрюля» под крышкой на 8 колёсах весом 756 кг. Внутри находилась различная измерительная, исследовательская и записывающая аппаратура, а крышка в поднятом положении служила солнечной батареей мощностью 180 Вт. Также был радиоизотопный полониевый источник тепла для подогрева во время суровой лунной ночи. Управлялся дистанционно с Земли специальными экипажами.

Как доставили

На автоматической межпланетной станции «Луна-17» 17 ноября 1970 года.

Что сделал

Проработал почти год вместо плановых 90 дней и прошёл по лунной поверхности 10 540 м. Обследовал более 80 тыс. кв. метров поверхности, передал на Землю более 25 тыс. фотографий и 211 панорам.

Что интересного

  • Место последней парковки «Лунохода-1» долгое время было неизвестно (или хранилось в тайне). Лишь в 2010 году был засечён отраженный от него сигнал.
  • В честь праздника 8 марта экипаж «Лунохода» нарисовал для своих женщин на Луне восьмёрку.

LRV (Lunar Roving Vehicle)-1

Кто сделал

Корпорация Boeing с привлечением Delco Electronics (филиал General Motors).

Как устроен

Алюминиевая рама, передняя и задняя части которой складывались в среднюю для транспортировки. Четыре алюминиевых колёса, каждое с автономным электромотором мощностью 190 Вт. Ещё два электромотора использовались для поворота всех колёс. Питание — 2 сухих неперезаряжаемых Ag-Zn аккумулятора на 36 вольт каждый емкостью по 121 А/ч. В центре рамы два кресла для астронавтов, Т-образная ручка управления. На раму крепится аппаратура. Сухая масса (не вес!) 210 кг. Максимальный пробег 90 км. Максимальная расчетная скорость 18 км/час.

Как доставили

30 июля 1971 года на пилотируемом космическом корабле «Аполлон-15» в сложенном виде на внешней стороне посадочного модуля.

Что сделал

31 июля 1971 года впервые повёз по Луне людей — астронавтов Дэвида Скотта и Джима Ирвина. Проехал по Луне 27,76 км за 3 часа 2 минуты, максимально удаляясь от лунного модуля на 5 км.

Фото: NASA

Что интересного

При посадке в кресла Ровера выяснилось, что ремни безопасности коротковаты — самостоятельно пристегнуться астронавты не смогли, пришлось с трудом помогать друг другу. Конечно же, американцы разогнались как смогли — до 13 км/час. Дэвида Скотта даже укачало — аппарат при небольшой лунной силе тяжести довольно сильно раскачивался и подпрыгивал, отрываясь от поверхности всеми колёсами.

Теоретически первый Ровер мог встретиться на Луне с нашим «Луноходом-1». Он в это время ещё исправно выполнял свои задачи.

LRV (Lunar Roving Vehicle)-2

Фото: NASA

Кто сделал

Как и первый, корпорация Boeing с привлечением Delco Electronics (филиал General Motors).

Как устроен

Аналогично первому, но ремни безопасности все же удлинили.

Как доставили

22 апреля 1972 года на корабле «Аполлон-16».

Что сделал

Проехал по Луне 26,5 км за 3 часа 26 минут, максимально удалившись от модуля на 4,5 км. Доставил к посадочному модулю «Большой Мюлли» — самый большой из всех камней, привезённых на Землю всеми лунными миссиями американцев. Вес «Большого Мюлли» 11,1 кг. Установил мировой рекорд скорости передвижения по Луне — 18 км/час, который не побит до сих пор.

Что интересного

Во время одного из выходов на грунт астронавт Янг задел противопыльный щиток и повредил его. В результате сами астронавты, груз, а главное батареи покрылись пылью, что снизило возможности и ресурсы Ровера.

LRV (Lunar Roving Vehicle)-3

Фото: NASA

Кто сделал

Корпорация Boeing с привлечением Delco Electronics.

Как устроен

Аналогично первым двум.

Как доставили

11 декабря 1972 года на корабле «Аполлон-17», а точнее на лунном модуле «Челленджер».

Что сделал

Стал последним на сегодняшний день транспортным средством, перевозившим человека по Луне. Да и сам командир Юджин Сернан стал последним на сегодня человеком, побывавшим там. Проехал больше всех — 35,89 км за 4 часа 26 минут, удалившись от модуля на 7,6 км. Перевёз больше всего образцов лунного грунта и камней — около 110 кг.

Что интересного

Вы будете смеяться, но и третьему Роверу сломали пыльник. Пришлось заматывать его клейкой лентой, но в итоге пыльник при езде вообще потеряли. Астронавты сделали ему на замену новый — из карт местности, клейкой ленты и пластиковых зажимов от осветительных приборов посадочного модуля. Вы же помните — это все было на Луне, а не вблизи ближайшего хозмага. Этот самопальный пыльник, кстати, сейчас экспонируется в National Air and Space Museum в Вашингтоне.

На LRV-3 был проведён первый и пока последний тест-драйв на Луне. Пробная поездка понадобилась для того, чтобы убедиться в исправности всех систем и оборудования потому, что на предыдущих Роверах случилось несколько неприятных отказов, которых не заметили сразу по выгрузке.

Проделал самую протяженную и самую продолжительную поездку по Луне за всю историю миссий «Аполлон» — 9,1 км за 73 минуты. Ровер был всего в 5 минутах от точки невозврата, удалившись за которую астронавты просто не смогли бы вернуться к модулю из-за исчерпания ресурсов системы жизнеобеспечения.

Луноход-2

Кто сделал

Аналогично «Луноходу-1», на «НПО имени Лавочкина» — нашем главном предприятии по автоматическим космическим аппаратам.

Как устроен

Как и первый. Но весил уже 836 кг! Рекорд.

Как доставили

15 января 1973 года на автоматической межпланетной станции «Луна-21».

Что сделал

Проехал по Луне больше всех в мире — 42 км. Передал на Землю 80 тысяч фотографий и 86 панорам Луны.

Что интересного

Причина его столь короткого — всего 4 месяца — срока службы в нарушении теплового режима. Получилось так, что при попытке выбраться из кратера оператор «Лунохода» дал ему с Земли команду сдать назад. Это привело к тому, что открытая крышка-батарея зачерпнула немного лунного грунта и не смогла потом закрыться плотно. Произошло запыление, упал зарядный ток и в результате «Луноход-2» так и остался на дне этого кратера 9 мая 1973 года. Больше на связь он так и не вышел.

Юйту («Нефритовый заяц»)

Кто сделал

Шанхайский инженерный институт аэрокосмических систем (Shanghai Aerospace System Engineering Institute) и Пекинский университет авиации и космонавтики.

Как устроен

Шестиколесная конструкция массой 140 кг и размерами 1,5x1x1,1 метра. Весьма скромно по сравнению с предыдущими аппаратами. Питание от солнечных батарей, обогрев от плутониевого радиоизотопа российского производства. Был рассчитан на три месяца эксплуатации, пробег 10 км и максимальную скорость 0,2 км/час

Как доставили

14 декабря 2013 года, спустя целых 40 лет после «Лунохода-2» на автоматической межпланетной станции «Чанъэ-3».

Что сделал

В основном стоял в состоянии «спячки». Проехал всего 114 метров.

Что интересного

Проработал 31 месяц, из которых штатно всего два. Помог обнаружить совершенно неизвестные до этого лунные базальты. Вот, пожалуй, и все. Так что вспоминают «Зайца» чаще всего лишь за то, что он был первым после 40 лет лунного безмолвия.