Во всем виновато лобби?
Первый «солнечный» автомобиль был показан еще в 1955 году. И мечтатели сразу заговорили, что эпоха нефти заканчивается... С тех пор было показано множество концептов солнцемобилей, причем одно время этим направлением даже увлеклись крупные автопроизводители. А в 1987 году даже состоялась самая легендарная на данный момент гонка солнцемобилей — машинам надо было проехать на скорость через всю Австралию! Проводится гонка World Solar Challenge и сейчас — ее прошлогодний победитель показал на дистанции свыше 3 тысяч километров среднюю скорость 81,2 км/ч.
Однако солнцемобилями инженеры всего мира занимаются уже не один десяток лет, а ни одна машина не приблизилась даже к статусу мелкосерийной. Любители конспирологических теорий обвиняют во всем некое «нефтяное лобби» (ну а кто еще?), которое неистово скупает все патенты и блокирует любое развитие технологии. Спорить с такими людьми обычно бесполезно. Но в реальности причина отказа от серийного производства таких автомобилей заключается в том, что солнечные панели слишком несовершенны. Они способны добывать совсем немного энергии, которой хватает для двигателя мощностью в несколько лошадиных сил. И не более!
А как же рекордные машины? Как же 81 км/ч средней скорости? А не надо путать гоночные технологии и массовое производство! Например, масса голландской машины Nuna9S (именно она и победила в 2017 году в Австралии) всего... 135 кг. Да и аэродинамика таких машин одна из лучших в мире. Поэтому гонки на солнцемобилях (а они проводятся не только в Австралии) в настоящий момент являются лишь соревнованием. Не более того.
Крыша и капот
Неужели солнечные автомобили так и останутся мечтой? На ближайшие годы (или даже десятилетия) — да. По крайней мере, пока не будут придуманы солнечные батареи, которые окажутся эффективнее нынешних этак в 50 раз.
Однако не надо думать, что автомобильные инженеры отказались от солнца! В настоящий момент сразу несколько компаний планируют начать серийную установку солнечных панелей на свои автомобили. Например, на Hyundai и Kia они могут появиться уже в 2020 году — в первую очередь их получат гибриды и электрокары. Причем устанавливать панели хотят не только на крышу, но и на... капот. Ну а использовать солнечную энергию можно будет как для зарядки аккумуляторов, так и для работы всевозможных дополнительных систем автомобиля: кондиционера, мультимедиа, светотехники и так далее.
Кстати, некоторые водители и сами могут установить на крышу солнечные батареи! Причем стоит это относительно недорого — например, солнечный модуль можно приобрести примерно за 4-10 тысяч рублей. Правда, рассчитывать на то, что такая солнечная батарея будет творить чудеса, не стоит. Их используют обычно лишь для подзарядки аккумулятора, когда машина, например, долгое время стоит с выключенным двигателем, но при этом электрооборудование у нее работает. Так что простым «легковушкам» такой гаджет, наверное, не нужен. А вот если у вас дом на колесах или вы ездите на внедорожнике на рыбалку, то солнечные батареи могут пригодиться.
Для фонарей и целого города
Еще одна область применения солнечной энергии — это освещение дорог. В настоящий момент в мире огромное количество ламп имеют небольшие солнечные батареи — накопленного днем запаса энергии хватает, чтобы лампочка работала всю ночь. Но мысль инженеров не останавливается. А что если разместить солнечные батареи прямо на асфальте? Ведь в этом случае площадь панелей может быть очень большой! Эксперименты по созданию солнечных дорог уже проводятся в Китае и Франции — там созданы участки дорог, где вместо асфальта используются прочные солнечные панели. Говорят, что нескольких километров такой дороги должно хватить, чтобы накапливать энергию для освещения города с 5 тыс. жителей.
А давайте еще вспомним, что сейчас многие автопроизводители ведут работу над электрокарами, которые можно будет заряжать дистанционно! И в этом случае «солнечные дороги» смогут стать источником для подзарядки батарей у автомобилей!