НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Настырный поляк и еще пять невероятных камбэков в истории гонок

23 ноября 2018 13:28
Польский гонщик Роберт Кубица вернется в Формулу-1 в 2019 году, спустя восемь лет после аварии, которая почти лишила его руки. Вот еще пять историй автогонщиков, которые вернулись к успешной карьере после ужасных травм

Польский гонщик Роберт Кубица вернется в «Формулу-1» в 2019 году, спустя восемь лет после аварии, которая почти лишила его руки.

Кубица будет выступать за команду «Уильямс», для которой он тренировался в этом сезоне. Это удивительное возвращение в спорт пилота, в котором видели потенциал стать на одну ступеньку с современниками Льюисом Хэмилтоном и Себастьяном Феттелем, пока Кубица не попал в серьезную аварию во время ралли перед сезоном 2011 года.

Машину Кубицы занесло, и она столкнулась с рельсом ограждения, который вошел в салон автомобиля и повредил руку и тело водителя.

Ему повезло выжить. Но травмы были такими, что он не думал, что сможет снова сесть за руль. Хотя его руку и восстановили, она лишилась былой ловкости и чувствительности.

Но показав огромную целеустремленность, он постепенно вернулся в гоночный спорт и, что особенно поразительно, убедил руководство известной команды «Уильямс», что сможет выступить за них в следующем сезоне.

Мы собрали истории пяти гонщиков, которые вернулись к успешной карьере после серьезных травм.

Алекс Дзанарди

Жизнь Дзанарди, известного под своим полным именем Алессандро, попавшего в «Формулу-1» в 1993 году, больше похожа на сценарий голливудского фильма.

В первое время он не добивался успеха, развалилась его команда «Лотус», некогда поставлявшая победные машины для Джима Кларка, Грэма Хилла и Айртона Сенны. Тогда итальянец отправился соревноваться в США в «Индикар».

Он выиграл свою вторую гонку, по итогам голосования его назвали «Новичком сезона» в первый год выступлений. Затем он выиграл два титула в 1997 и 1998 годах. Этого хватило, чтобы вернуться в «Формулу-1» в команду «Уильямс» в 1999-м.

Но все снова пошло не лучшим образом. Машине «Уильямс» не хватало мощности, а вождение Дзанарди было нестабильным — в итоге они пытались лишь закрепиться в топ-10.

Уже в следующем сезоне Дзанарди заменили на будущего чемпиона мира Дженсона Баттона, и итальянский гонщик вернулся в США.

Но однажды он гнал на холодных шинах, и в его борт врезался другой гонщик. Дзанарди потерял обе ноги.

Его спортивная карьера на этом не завершилась.

После установки протезов он стал участвовать в гонках чемпионата мира среди легковых автомобилей, а затем занялся гонками на ручных велосипедах.

Первый заезд был в 2007 году на нью-йоркском марафоне, где он пришел к финишу четвертым. А на Паралимпийских играх 2012 года он выиграл две золотые и серебряную медали, а затем повторил этот результат на Играх в Рио в 2016 году.

Кроме этого, он получил роль Гвидо в трех анимационных фильмах «Тачки» компании Pixar.

Алессандро Наннини

Наннини был победителем одной из самых знаменитых гонок за всю историю — японского гран-при 1989 года, во время которого столкнулись Ален Прост и Айртон Сенна.

Прост не мог продолжать гонку, но Сенна завелся, а его машине заменили носовую часть. В итоге он опередил Наннини и финишировал первым, но был дисквалифицирован за то, что срезал часть маршрута после того как вернулся в гонку, подарив таким образом Наннини его единственную победу.

Годом позже вертолет, в котором был Наннини, потерпел крушение, и гонщик лишился руки.

Микрохирурги смогли чудом восстановить руку, хотя Наннини уже не чувствовал ее в полной мере.

Это значило, что, несмотря на то, что он тестировал «Феррари» со специально адаптированным рулем, он не мог больше участвовать в «Формуле-1».

Вместо этого Наннини, как и его соотечественник Дзанарди несколькими годами позже, выиграл несколько гонок на кузовных автомобилях в 1993 и 1994 году.

Затем он полностью сменил карьеру, открыв международную сеть кофеен, названную его именем.

Герхард Бергер

Сразу после своего дебюта в сезоне 1984 года Герхард Бергер получил травму, но не на гоночном треке.

Путешествуя по тихой глубинке поздно вечером в своей родной Австрии, Бергер стоял на обочине, когда в машину врезался другой автомобиль.

Его выбросило из салона, Бергер упал в реку и сломал шею.

Он бы точно умер, если бы не счастливый случай — следом за Бергером ехали два доктора, которые свернули с автобана, чтобы купить еды.

Медики достали Бергера из реки, не причинив его позвоночнику новых травм, и отвезли его в больницу, где в шею вставили несколько штифтов.

Эти штифты точно прошли свою проверку — в 1988 Бергер попал в серьезную аварию на резком повороте во время гран-при Сан-Марино, где позже погибнет Сенна. Но Бергер выжил и выиграл еще 10 гонок в своей карьере, соревнуясь до 1997 года.

Грэм Хилл

Многие делят карьеру дважды чемпиона мира в классе «Формула-1» Грэма Хилла на две части: суперзведа до и долгий закат после ужасного столкновения в 1969 году, когда он сломал обе ноги.

Хилл был действующим чемпионом мира, когда попал в аварию на американском гран-при. Во время реабилитации в больнице известный своим чувством юмора Хилл ответил на вопрос, что передать его жене: «Скажите ей, что я не смогу танцевать две недели».

Тем не менее, в 1972 году, через три года после аварии, он выиграл гонку спорткаров 24 часа Ле-Мана, что сделало его единственным автогонщиком в истории, выигравшим все три самые престижные гонки мира: Инди 500, 24 часа Ле-Мана и гран-при Монако.

Он до сих пор сохраняет этот рекорд, несмотря на все усилия Фернандо Алонсо.

Хуан Мануэль Фанхио

Многие считают его величайшим гонщиком всех времен, он восемь лет участвовал в чемпионатах мира, пропустив сезон 1952 года из-за ужасной аварии в Италии.

Аргентинец Фанхио, который был действующим чемпионом мира, согласился на гонку в Монце всего за день до соревнования в Северной Ирландии, но пропустил стыковочный рейс из Лиона. Ему пришлось ехать за рулем ночью через Альпы, чтобы успеть к старту.

Он приехал всего за полчаса до старта. По правилам его не должны были допустить, но он был такой знаменитостью, что другие гонщики убедили организаторов разрешить ему участвовать в гонке.

Ужасно уставший, Фанхио разбился на втором круге и сломал шею, когда его выбросило из машины,

Из-за травмы он пропустил целый сезон, но ему невероятно повезло, что он смог остаться в живых. Автомобили «Формулы-1» в то время были не особенно безопасными, водители могли только носить кожаные шлемы для защиты.

Но он выжил — и весь 1953 год потратил на возвращение в спорт. С 1954 по 1957 годы он взял четыре титула подряд.

Ники Лауда

Лауда — лучший австрийский гонщик, участвовавший в гонках «Формулы 1», трехкратный чемпион мира.

В 1976 году Лауда боролся за второй чемпионский титул. На гран-при Германии, проходившем на знаменитой «Северной петле» Нюрбургринга, известной также как «зеленый ад», он попал в серьезную аварию.

На втором круге гонки его машина сорвалась с трассы, вероятно из-за неисправной задней подвески, ударилась в ограждение, загорелась и вылетела обратно на трассу, где оказалась на пути ехавшего сзади другого гонщика, который на высокой скорости врезался в его машину.

Другой гонщик смог быстро выбраться, а вот Лауда оказался зажат между обломками. Более того, от удара с него слетел шлем.

Рядом с местом аварии не было стюардов, которые должны следить за безопасностью и могли бы помочь Лауде. Его спасло то, что несколько гонщиков, увидев аварию, остановились и бросились ему на помощь.

Тем не менее извлечь австрийца из разбитого болида удалось не сразу. Он получил обширные ожоги головы и надышался дымом, что привело к серьезным повреждениям легких. Позже в больнице Ники впал в кому, и врачи не были уверены в том, что он выживет.

Однако Лауда пропустил всего две гонки и уже через шесть недель после аварии вернулся на трассу. На его голове и лице осталось множество шрамов, которые он всегда прикрывал красной кепкой, которая стала одним из его узнаваемых атрибутов.

Лауда сделал только одну пластическую операцию — чтобы полностью восстановить веки глаз, так как иначе он не смог бы продолжать карьеру в автогонках. Считается, что именно повреждения век помешали ему сразу после страшной аварии выиграть второй титул — в решающей гонке сезона-1977 он добровольно сошел с дистанции из-за сильного дождя. Сам Лауда объяснил, что не мог сморгнуть, и в результате капли воды слепили его.

Тем не менее уже год спустя австриец выиграл второй чемпионский титул. Еще через два года, в 1979 году он объявил о завершении карьеры гонщика, однако в 1982 году вернулся и подписал контракт с британской командой «Макларен».

Уже в третьей гонке за эту команду, гран-при США в Лонг-Бич, он одержал победу, а спустя пять лет в третий раз выиграл чемпионат мира.

После завершения карьеры в 1985 году Лауда вернулся к управлению своей авиакомпанией Lauda Air, основанной в 1980 году, и даже сам пилотировал некоторые рейсы компании.

В 2001 году компания Ford пригласила его на должность спортивного директора команды Формулы-1 Ягуар. Однако, под его руководством команда не смогла преуспеть, и после сезона 2002 года Лауда покинул эту должность.

Сейчас он состоит в совете директоров заводской команды «Мерседес» в «Формуле-1».