НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Почему мы пьем томатный сок в самолетах

25 июля 2024 15:32
По статистике авиакомпаний авиапассажиры любят томатный сок больше, чем другие — его запасы на борту обычно на 30-50% больше, чем яблочного или апельсинового

При этом опросы показывают, что в российских супермаркетах чаще всего покупают яблочный, а в большинстве других стран — апельсиновый (томатный в лучшем случае входит в первую пятёрку). Почему же на высоте люди так резко меняют свои предпочтения?

Этому есть несколько объяснений. Исследования показали, что при постоянном воздействии шума чувствительность вкусовых рецепторов снижается. Есть также мнение, что на их чувствительность может оказывать негативное влияние низкое давление воздуха в салоне самолёта — там оно эквивалентно атмосферному давлению на высоте примерно от 1600-1800 метров на самых новых моделях до 2400 метров в большинстве типов, находящихся в эксплуатации.

При снижении чувствительности рецепторов людям нравятся блюда и напитки с более выраженным вкусом. А в томатном соке содержится глутамат натрия, который придаёт продуктам вкус под названием умами, и усиливает все остальные. Поэтому даже те, кто равнодушен к томатному соку на земле, в небе часто отдают ему предпочтение перед яблочным, апельсиновым и просто водой.

Есть также версия, что томатный сок воспринимается как более совместимый с едой — апельсиновый и яблочный сладкие, и мы считаем их «десертными» напитками. В помидорах, правда, тоже есть глюкоза и фруктоза, но их доля примерно вдвое меньше, чем в яблоках и апельсинах, так что сладость не доминирует во вкусе томатного сока.

У томатного сока есть и недостатки. Во-первых, он не очень полезен людям с некоторыми заболеваниями желудочно-кишечного тракта и почек. Во-вторых, в небе бывают воздушные ямы — и попадись вам такая, когда у вас в руках стаканчик с томатным соком, то ваша одежда может быть тут же испорчена.

О винах

В экономическом классе авиакомпании берут качественные, но недорогие вина (да и то, сейчас их дают далеко не всегда). А вот в салонах бизнес-класса и тем более — первого, перевозчики стараются угодить пассажирам, заплатившим за билет в несколько раз больше, чем остальные.

В винных картах авиакомпаний, конечно, не встретишь совсем уж дорогих коллекционных вин (большинство из которых на самом деле давно стали инвестиционным товаром, и, возможно, никогда не будут выпиты), но в первом классе Emirates Airlines, Qatar Airways, Singapore Airlines или других лидеров по сервису не редкость вина ценой этак в 50 евро за бутылку, а то и дороже.

Принято предлагать выбор из нескольких вин к каждому блюду из меню, и над подбором таких сочетаний работают профессиональные сомелье. В некоторых авиакомпаниях они даже в штате — в знаменитой Singapore Air их трое.

Однако из-за уже упомянутых причин — шума и низкого давления воздуха, вкус вина может восприниматься иначе, чем на земле. На портале Wine Spectator пишут, что танины и кислоты в самолёте станут более выраженными, и тому есть физиологическая причина.

Ощутив избыток вяжущих и кислых веществ, организм реагирует выделением слюны, чтобы их разбавить. А воздух в салоне более сухой, и человек неизбежно испытывает недостаток влаги. Поэтому лучше выбирать вина с более лёгким вкусом с фруктовыми нотками — что авиакомпании обычно и делают.

Из-за низкого давления и сниженного содержания кислорода в салоне самолёта старые вина медленнее раскрываются. Что, впрочем, не всегда плохо — ценители могут проследить за динамикой изменения аромата и вкуса.

Возможно, вкус на высоте действительно воспринимается не таким изысканным, как на земле, и нет смысла пить на борту дорогие вина, отмеченные наградами экспертов. Но если пассажир платит несколько тысяч евро за перелёт, то он имеет право хотя бы на то, чтобы увидеть престижные этикетки (для многих из таких пассажиров привычные).

Советы

  • Воздух в самолёте забирают из атмосферы, а на высоте 10 километров содержание воды в нём очень низкое. Поэтому все находящиеся на борту испытывают недостаток влаги. Пейте больше воды. Пилоты, бывает, добавляют в воду лимон, так она лучше утоляет жажду.
  • Алкоголь и кофеин способствуют дегидратации (обезвоживанию) — попросту говоря, вода из организма более интенсивно отводится в мочевой пузырь. Это усиливает сухость из-за низкой влажности воздуха. Если вы пьёте напитки с кофеином (кола к ним тоже относится) или алкоголем, запивайте водой. Увлажняющие кремы для лица и губ не зря входят в набор, который выдают пассажирам высших классов.

  • Мнение о том, что пониженное давление само по себе усиливает опьянение, не подтверждается исследованиями. Однако сухость воздуха, недостаток кислорода и малоподвижность замедляют переработку алкоголя и ухудшают общее состояние человека. Если воздержаться от алкоголя в полёте трудно, то хотя бы пейте больше воды и контролируйте своё состояние.

  • Производители бортпитания учитывают снижение чувствительности, и часто солят блюда чуть сильнее, чем принято в обычных ресторанах на земле. Поэтому досаливать еду на борту не стоит, даже если в комплект рациона входит пакетик с солью или солонка, а вам кажется, что продукты пресные. Все исследования показывают, что избыток соли вреден любому человеку, а смысл этой добавки — исключительно для вкуса, человек получает достаточное количество хлорида натрия, даже если не солит пищу совсем.

Словарь

Глутамат — соль глутаминовой кислоты. В организме позвоночных участвует в передаче нервных импульсов, и таким образом вовлечён в такие функции, как обучение и память. Вырабатывается в организме человека. Глутамат натрия используется как усилитель вкуса, особенно широко — в Юго-Восточной Азии.

Умами — в переводе с японского «приятный вкус». Является составляющей вкуса мясных продуктов, некоторых сыров, а также соевого соуса. Аминокислоты и их соли, создающие вкус умами, относятся к усилителям вкуса — пищевым добавкам с кодами в диапазоне от Е600 до Е699. Этот вкус открыт в 1908 году Кикунаэ Икэдой, официально признан пятым базовым вкусом (в дополнение к кислому, сладкому, горькому и солёному) в 1985 году.