НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Что такое «фудтрак» (и как на нём заработать)

30 июля 2018 10:03
То, что мы привыкли называть «автолавками» и «тонарами», переживает очередное рождение! «Авто Mail.Ru» рассказывает, как заработать на «торговле из машины»

Что такое фудтрак?

Мобильная торговая точка. В советское время такую технику называли «автолавками», а в девяностые — «тонарами» (по названию производителя «ларьков на колёсах»). Со словом «автолавка» обычно ассоциируется следующая картина: забытая богом деревенька, где нет ни дорог, ни населения, и старенький «газон», который привозит оставшимся жителям самое необходимое — продукты, медикаменты, промтовары... Сейчас ситуация изменилась кардинально.

Главное правило уличного фастфуда — «правило одной руки»: блюдо должно быть приготовлено и подано поваром так, чтобы покупатель имел возможность есть одной рукой

С приходом моды на стритфуд (от англ. street food — уличная еда) «перекус на бегу» больше не означает «купить шаурму/шаверму»! Да, Россия — в самом начале этого пути, но за границей даже именитые заведения стали обзаводиться передвижными лавочками. Скажем, устричная ферма Gillardeau закупила фудтраки, чтобы торговать на улицах дорогущими моллюсками. А почему нет, если клиентам не хватает времени на рестораны?

Как заработать на фудтраке?

Открыть пиццерию, бургерную или любую другую точку питания, которая по будням будет дежурить возле офисных центров, а по выходным — в парках или скверах. Также по выходным можно обслуживать свадьбы и другие мероприятия на свежем воздухе. Ещё один способ заработка — вечерами парковаться возле баров и пабов, где нет своей кухни (правда, с владельцем заведения неплохо бы сначала договориться).

Что такое «стритфуд» и «фудтрак» многие россияне узнали этим летом: в рамках проекта «Гастрономическая карта России» 11 мобильных ресторанов «Газель-Next» проехали по 8 городам страны

Кроме того, вместо общепита можно организовать выездную торговлю продуктами, особенно фермерскими — молоком, мясом, овощами. В этом случае есть шанс охватить даже не одну часть города! Составить график и поехали: понедельник — один район; вторник — другой... Выгоды очевидны. С выбором помещения можно промахнуться: вложить деньги, а место окажется непроходным. А здесь — переехал через улицу и осваивай новый рынок сбыта.

Как купить фудтрак?

Самый дешёвый вариант — приобрести подержанный прицеп из-за границы. Но учтите, что продают такую технику не от хорошей жизни, а следовательно, после покупки вам придётся отремонтировать сломанное предыдущими владельцами и закупить полный комплект необходимой техники. Плюс, не забывайте, что для тяжёлого прицепа нужен соответствующий тягач — пикап или внедорожник. Плюс — автопоезду разрешено ездить далеко не везде.

За границей стритфудом не брезгуют даже именитые рестораны: мобильная торговая точка одновременно позволяет разнообразить структуру доходов и привлечь новую публику

Поэтому логичнее покупать автолавку на шасси лёгкого грузовичка. И технику тоже желательно брать новой, так как ремонт обязательно потребуется и машине, и лавке... Но пригнать фудтрак из Европы смогут позволить себе немногие (даже не говоря про растаможку). Скажем, немецкий дилер Ford запросил за самый простой Transit 70 000 евро, а продавец Iveco похвастался, что готов продать «целый ресторан» за 150 000 евро!

До недавнего времени список вариантов на этом заканчивался. Но, как говорится, «спрос рождает предложение», и в продаже появились первые отечественные фудтраки. А первым российским автопроизводителем, который предложил заводскую модификацию, стал Горьковский автозавод. Так что теперь можно найти ближайший салон, где торгуют «Газелями», и заказать мобильную торговую точку там.

Пожалуй, главное. Открыть кофейню на базе «Соболя» стоит чуть больше миллиона рублей, а вот пиццерия или бургерная на шасси «Газели-Next» обойдётся под 3 миллиона. Естественно, можно сделать машину и дороже, и дешевле – это зависит от конкретных целей и задач.

Как устроен фудтрак?

Что касается «Газелей-Next», то завод предлагает сразу несколько вариантов исходного шасси. Самый эффектный — на базе каркасно-панельного автобуса, где вместо пассажирского отсека объёмом 14,6 кубических метра оборудована кухня размерами 3,50 х 2,20 метра. В корме организованы дополнительный выход, а также пара огромных рундуков, в которых прячутся генераторы — перед запуском их нужно выдвинуть на салазках во избежание перегрева.

Наполнение может быть любым — это зависит от конкретных пожеланий заказчика. Но понятно, что фудтраку не обойтись без разделочных столов, варочных поверхностей, холодильных и духовых шкафов. А чтобы поварам работалось комфортно, в обязательную комплектацию входят фильтровентиляционная установка, автономный отопитель и кондиционер. И, конечно, здесь есть оборудованные по всем правилам туалет и мойка!

Вариант попроще (и, соответственно, подешевле) — надстройка из сендвич-панелей, смонтированная на обычном грузовом шасси. При этом рабочий отсек здесь более длинный, но более узкий — 4,16 х 2,05 метра, а сама машина будет на 60 сантиметров длиннее. И, наконец, третье исполнение собрано внутри цельнометаллического фургона, поэтому размеры кухни получаются достаточно специфическими — 3,63 х 1,86 метра.

Машина слева представляет собой модуль, установленный на шасси грузовой «Газели-Next», а фудтрак справа сделан из каркасно-панельного автобуса

В чём разница? Из каркасно-панельной машины можно обслуживать несколько очередей — от одной до трёх. Кроме того, для такой версии можно сразу заказать подъёмные экраны, на которых транслировать спортивные матчи или собственную рекламу. Ещё один аспект — чисто бытовой. У цельнометаллического фудтрака раскладной (в прямом смысле слова) санузел: чтобы воспользоваться им, нужно за поручень «вытянуть» дополнительную комнатку.

Какие нужны документы?

К сожалению, в действующем законодательстве понятия «мобильного торгового объекта» просто нет... Соответственно, все согласования происходят как для стационарной точки. Тратятся время, средства и вдобавок теряется сама идея «мобильности». Впрочем, в недрах Госдумы готовится закон, который, наконец, узаконит автолавки. В этом случае, по прогнозам Минпромторга, в ближайшие 5 лет ёмкость рынка составит около 50 тысяч машин!

Узаконить мобильную торговлю депутаты Госдумы должны уже этой осенью, после чего формат «припарковался — поторговал — уехал» станет действительно массовым

Но если есть желание обзавестись фудтраком прямо сейчас, придётся собрать следующий комплект документов:

  • Главное — договор аренды на землю: для муниципальной земли (парков) может проводиться тендер; если собственность коммерческая, договор подписывает её владелец. Важно: для каждой точки города, где будет стоять грузовичок, должен быть заключён отдельный договор.
  • На основании договора аренды открывается обособленное подразделение и регистрируется касса. Важно: если планируется передвижение точки по городу, то потребуется зарегистрировать мобильную онлайн-кассу — к счастью, такой аппарат сейчас стоит около 10 тысяч рублей.
  • Для СЭС необходимы: напечатанное меню, уголок потребителя, медкнижки на каждого сотрудника мобильной лавки, а также документы на компанию (ОГРН, ЕГРН, ИНН). Важно: все эти бумаги всегда должны быть внутри торговой точки, когда ведётся торговля.
  • Также понадобится уведомить Роспотребнадзор, что ваш фудтрак начал свою деятельность, — это можно сделать заказным письмом. Важно: в первый год ваш ресторанчик на колёсах должны будут проверить чиновники, но следующая проверка может состояться только через 3 года.

P.S. Фудтраки бывают разными. Например, в Японии «Авто Mail.Ru» повстречал очень забавный экземпляр, который мы поначалу приняли... за передвижной туалет. Подробности — в нашем видеоролике.