Существуют две основные теории появления маскотов (от французского mascotte — талисман). Первая — это «понты». Ведь в момент появления автомобилей они были не средством передвижения, а роскошью.
Немудрено, что богатые люди хотели всячески украсить свое транспортное средство. И маскоты, которые напоминали многим красивые фигурки на носах парусников, были одним из средств самовыражения.
Версия вторая — практическая. Дело в том, что на первых машинах нужно было часто заливать воду в радиатор, крышка которого во время езды могла сильно нагреться. И поэтому водителям требовалась какая-нибудь «ручка», которая бы позволила отвинчивать пробку.
Золотой век маскотов приходится на первую половину 20-го века. Именно тогда были созданы все самые известные фигурки. Ну а с 60-х годов они начали исчезать с капотов автомобилей по причине безопасности — при столкновении с пешеходами люди получали из-за них серьезные травмы.
Rolls-Royce
Сейчас это самый известный маскот, причем его устанавливают до сих пор! Почти уникальное явление в современном мире (чтобы выполнить современные требования безопасности, фигурка в случае ДТП автоматически убирается под капот). Причем история создания маскота весьма... пикантная.
Фигурку сделал художник Чарльз Сайкс, который работал в первом английском автомобильном журнале Cars Illustrated. Представители Роллс-Ройса попросили его изваять богиню Нику, но она показалась ему недостаточно женственной. И он решил сделать скульптуру Элеонор Торнтон. Которая была секретаршей (и любовницей) лорда Джона Монтагю — издателя Cars Illustrated.
Первые четыре года фигурку покрывали настоящим серебром, и лишь участившиеся случаи вандализма вынудили компанию перейти на менее ценный сплав никеля и цинка. Но подробнее о знаменитом «Духе экстаза» вы можете прочитать в статье «История создания эмблемы Rolls-Royce».
Ну а сейчас мы покажем еще несколько очень интересных и красивых маскотов.
Minerva
Сейчас про эту бельгийскую компанию уже забыли, между тем в период с 1902 по 1938 годы она выпускала одни из самых роскошных автомобилей. Правда, после войны судьба марки Minerva не сложилась — какое-то время она выпускала по лицензии внедорожники Land Rover для бельгийской армии, но в 1956 году компания прекратила свое существование.
В 2003 году, правда, появилась новость, что Minerva будет возрождена, но дальше рисунков дело не пошло. Кстати, на фотографии вы видите Minerva 1923 года с 6-цилиндрованным двигателем объемом 6 литров и мощностью 30 л.с.
Delage
Иногда маскоты были настолько важны для автопроизводителей, что их заказывали у известных ювелиров. Например, именно так и произошло с французской автомобильной компанией Delage, которая в период с 1905 по 1954 годы выпускала люксовые и спортивные автомобили.
В 1923 году Луи Деляж обратился к знаменитому ювелиру Рене Лалику, который и сделал для него стеклянный маскот.
Packard
Фанаты американской марки Packard, которая выпускала машины с 1899 по 1958 годы, до сих пор спорят какой маскот красивее: пеликан (кто-то уверяет, что это баклан) или юный красавец Адонис (возлюбленный самой Афродиты), который держит в руках колесо.
Skoda
Логотип Skoda и фирменный знак компании в виде «крылатой стрелы» появились в 1926 году. Происхождение этой самой «стрелы», которая на моделях первых годов выпуска больше похожа на птичку с клювом и крыльями, покрыто тайной. До сих пор точно не ясно, кто же является автором этого рисунка. Мало того, многие сомневаются, что изначально это вообще была стрела.
Есть легенда, согласно которой эмблема Skoda — это схематичный рисунок головы индейца, который появился после того, как глава концерна Эмиль Шкода совершил путешествие по Америке. Якобы во время этого странствия Эмиля сопровождал индеец, который не раз выручал его в опасных ситуациях.
Hispano Suiza
Одни из самых красивых маскотов в начале 20 века были у испанской компании Hispano Suiza (1904-1936 годы). С 1919 года автомобили этой марки начали украшать летящими аистами.
Согласно легенде, аист был символом французского аса Жоржа Гинемера и всей его эскадрильи. А основатель Hispano Suiza Марк Биркигт занимался еще и тем, что как раз поставлял двигатели для самолетов этой эскадрильи.
Auburn
Про эту компанию сейчас помнят лишь специалисты. Но до Великой депрессии в США она выпускала очень интересные автомобили.
Ну а вот еще несколько маскотов. Правда, на серийные машины они не устанавливались.