НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Швейцарский крест к американской машине

28 декабря 2003 23:25
Марка Chevrolet сегодня известна всему миру. Практически все автомобилисты произносят ее название как «Шевроле», с ударением на последнем слоге. Хотя в США, скорее всего, это слово, будь оно совершенно незнакомым, произносилось бы как «Чевролет».
Такую фамилию носил Луи-Жозеф Шевроле, родившийся 25 декабря 1873 года во франкоговорящей части Швейцарии. Родители уехали во Францию, когда старшему из их сыновей было всего 10 лет. Луи получил образование во Франции, где для него не существовало языкового барьера. Тогда Франция была лидером мирового автомобилестроения, и почти каждый сообразительный механик пытался строить автомобили в дворовой мастерской. Чтобы набраться опыта и знаний, Шевроле устроился работать на завод Mors. Заводская команда активно выступала на гонках, и они всерьез заинтересовали 20-летнего Луи. Но попробовать свои силы за рулем гоночного Mors Луи не довелось. Семья Шевроле эмигрировала в Канаду, в ту ее часть, где говорят по-французски. Луи работал механиком, осваивал английский, чтобы уехать в США. Там бурно развивалась автомобильная промышленность, и он решил попробовать себя на деловом поприще.

Шевроле взял на работу американский филиал FIAT. Но как гонщика. В 1905 году молодой швейцарец одержал первую победу. Но гонщиком он оказался средней руки. В своих планах он видел себя конструктором. Шанс появился в 1908 году, когда авантюрист Вильям Крапо Дюрант стал создавать империю General Motors. Входившей в нее фирме Buick нужен был гонщик, чтобы победами на гонках доказать превосходство никому не известной марки. Три победы за рулем Buick в 1909 году погоды не сделали. Дюрант задумал организовать в рамках General Motors фирму. Разработку конструкции машины он возложил на Луи Шевроле. Луи вдохновил пример двух земляков, Марка Биркита и Жюльена Поттера. Первый стал главным конструктором фирмы Hispano-Suiza, а второй – завода «Руссо-Балт». Эмблемой новой марки автомобиля, который, естественно, стал называться «Шевроле», был избран белый косой крест, очень похожий на крест швейцарского флага.

Шевроле имел свои взгляды на конструкцию машины, Дюрант – свои. Общего языка они не нашли, и, получив приличные отступные деньги, Шевроле уволился. Сначала Луи нашел работу на фабрике автомобильных свечей зажигания Champion. В 1913 году для него нашлось место в небольшой фирме Fronterac. Она выпускала автомобили, в том числе и спортивные. Луи спроектировал довольно удачную спортивную модель, а потом занимался тюнингом различных автомобилей, в частности Ford-T. На Frontenac Луи Шевроле снова стал выступать в гонках. С 1916 года в течение трех лет за рулем своих машин он выигрывает 10 гонок и способствует хорошему сбыту автомобилей фирмы. В 1920 году, когда Луи исполнилось 42 года, он ушел из спорта, уступив место за рулем гоночного Frontenac своему младшему брату Гастону. Однако в 1924 году марка сошла со сцены. К этому времени американский автомобильный мир изменился. На первый план вышли крупные могущественные фирмы с конструкторскими бюро, испытательными полигонами, конвейерным производством.

Кустарям из крошечных фирм, какими в первые годы были Buick, Chevrolet, Frontenac, Monroe, где приходилось работать Луи Шевроле, в этом изменившемся мире не было места. Какое-то время Шевроле перебивался в некоторых небольших компаниях, не имея успеха. На склоне лет он тяжело заболел и скончался в 1941 году, почти всеми забытый. 135 лет спустя после рождения Луи Шевроле как память о конструкторе-гонщике осталась лишь всемирно известная марка легковых автомобилей. Их выпускают заводы General Motors. На этих заводах, расположенных в США, Канаде, Бразилии, Мексике, Аргентине в 2002 году было выпущено 2 млн 263 тыс. легковых автомобилей, внедорожников, спортивных машин, минивэнов, пикапов и фургонов. Наряду со спортивными моделями Chevrolet Corvette и Chevrolet Camaro популярностью пользуются внедорожники Blazer и Trail Blazer, одно время они даже выпускались в России на елабужском автозаводе. А сегодня Chevrolet делают в Тольятти – это внедорожники Chevrolet Niva. По российским дорогам бегает уже более 25 тыс. таких автомобилей, выпускаемых General Motors совместно с российским предприятием ВАЗ.