НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовПекинский автосалон

Иномарки неожиданно подорожали (и курс доллара не виноват)

12 апреля 2018 09:03
Не сказать, что на рынке началась паника... Но многие россияне сейчас спешат купить новый автомобиль «по старым ценам». Но откуда вообще возник слух, что машины должны подорожать?

Что происходит?

С 1 апреля 2018 года изменился так называемый утилизационный сбор на новые автомобили. Его придумали в 2012 году, как только Россия стала членом ВТО, — официально сообщалось, что новый платёж нужен, дабы организовать систему переработки старой техники (то есть покупатель новой машины сразу оплачивает ее будущую утилизацию).

Впервые правительство проиндексировало ставки сбора 2 года назад (на 65%), ссылаясь на ослабление рубля. Впрочем, основная причина самого сбора и таких индексаций — желание защитить российский автопром от снижения ввозных пошлин на иномарки. Так, очередное снижение пошлин произошло совсем недавно — в сентябре 2017 года ставки упали на 3% (до 20%). В 2019 году тарифы достигнут финального значения — 15%.

Как изменился утильсбор?

Базовая ставка для легковых автомобилей осталась прежней — 20 000 рублей. А вот коэффициенты выросли, притом весьма заметно. Да, правительство рапортует, что платежи, в среднем, увеличились всего на 15%, однако, если внимательно изучить таблицу, можно сделать немало интересных открытий. Так, например, утильсбор на самые востребованные автомобили — с моторами объемом от одного до двух литров — подскочил на 90%. Это почти двукратный рост!

Понятно, что никто не будет оплачивать разницу из своего кармана. Но подорожают только иномарки заграничной сборки (почему — расскажем отдельно). То есть условная турецкая Toyota Corolla, которая сейчас стоит 954 000 рублей, должна прибавить 39 800 (так вырос утильсбор). А какой-нибудь дизельный Toyota Land Cruiser Prado из Японии вместо нынешних 2 922 000 теоретически будет стоить 2 963 600 рублей.

Изменение утилизационного сбора для новых легковых автомобилей
Тип транспортного средстваКоэффициент до 01.04.2018Сбор до 01.04.2018, руб.Коэффициент после 01.04.2018Сбор после 01.04.2018, руб.Изменение, %
С электродвигателями (не считая гибридов)1,4228 4001,6332 600+15
С рабочим объемом двигателя не более 1 000 см31,4228 4001,6533 000+16
С рабочим объемом двигателя свыше 1 000, но не более 2 000 см32,2144 2004,284 000+90
С рабочим объемом двигателя свыше 2 000, но не более 3 000 см34,2284 4006,3126 000+49
С рабочим объемом двигателя свыше 3 000, но не более 3 500 см35,73114 6005,73114 6000
С рабочим объемом двигателя свыше 3500 см39,08181 6009,08181 6000
Ввозимые физлицами для личного пользования (вне зависимости от объёма двигателя)0,173 4000,173 4000

Какие машины подорожают?

Повторим: только те, что сделаны за границей. И вот почему. Изначально сбор платили только импортёры, а российские заводы могли взять так называемые «обязательства по утилизации». Однако после критики со стороны Евросоюза сбор заставили платить всех. При этом большинство автосборочных заводов начали получать сопоставимые по величине субсидии: то есть сначала компания платит утильсбор государству, а потом государство возвращает эти деньги компании.

И здесь важно сделать небольшое пояснение. На самом деле, на российском рынке совсем немного «чистокровных иномарок» — по подсчётам наших коллег из «Авторевю», в прошлом году доля импортных машин съёжилась до жалких 13,5%. Это 197 тысяч машин. В свою очередь, 22,9% (334 000) — это российские автомобили, а 63,6% (928 000) — иномарки отечественной сборки. Таким образом, подавляющее большинство моделей подорожать не должно.

Когда начнётся процесс?

Для некоторых марок — уже. Первым сдался узбекистанский Ravon, у которого цены выросли от 10 до 30 тысяч рублей. Затем, пытаясь компенсировать сбор, прайс-листы переписали Audi, Jeep, Fiat и Volvo: как сообщает «Коммерсант», в автосалонах этих марок ценники изменились на 60-70 тысяч. Кроме того, подорожали некоторые «Фольксвагены» — Tiguan, Touareg и Passat. Логично, что этому примеру последуют и другие импортёры.

Впрочем, многие компании предпочли перестраховаться и запастись машинами до введения новых ставок утильсбора: по данным таможенников, за январь-февраль импорт автомобилей вырос на 46% (до 34 600 штук) — понятно, что немалая часть от этого объёма была ввезена «про запас», а значит, шансы купить «настоящую» иномарку «по старым ценам» остаются высокими. Несмотря на определённый ажиотаж со стороны россиян.

Рост утильсбора не вызовет резкой смены прайс-листов. Куда важнее другой фактор: в начале недели российский рубль резко сдал свои позиции. И если не произойдёт «отскока», именно дорогая валюта заставит дилеров переписать ценники. Притом подорожание затронет всех — и российские, и зарубежные марки.