По данным «Совета по товарным рынкам» (СПТР), который объединяет независимых трейдеров, торгующих нефтепродуктами в России, с начала марта стоимость бензина АИ-92 на бирже выросла на 7,84%, а с начала года — на 8,84%. АИ-95 подорожал на 9,53 и на 11,96% соответственно, пишет РБК. Такая тенденция на оптовом рынке в комплексе с подготовкой нефтяников к традиционному периоду ремонтов на НПЗ может привести к дефициту и росту цен в рознице, предупреждают эксперты.
«СПТР выражает обеспокоенность политикой крупных игроков топливного рынка — нефтяных компаний, которые искусственно ограничивают предложение топлива на биржевом рынке, формируя таким образом искусственный дефицит и провоцируя рост цен как на биржевом рынке, так и на АЗС, и для конечных потребителей — промышленных компаний и сельхозпроизводителей», — цитирует издание сообщение совета.
Там обращают внимание, что в некоторых регионах уже наблюдается дефицит на АЗС, поэтому владельцы независимых сетей заправок вынуждены торговать топливом в убыток или с минимальной прибылью.
Председатель правления СПТР и совладелец компании «Солид-товарные рынки» Илья Мороз считает, что основная причина такого резкого роста цен на бирже — это увеличение экспортного паритета. Кроме того, нефтяники накапливают запасы бензина к 1 апреля, чтобы быть готовыми к периоду остановки НПЗ на ремонт.
«За последние полтора месяца бензин в мелком опте стал дороже на два руб. за литр, разница этой цены с розничной у нас составляет 1,5-2 руб. на литр при операционных расходах около трех руб. на литр, что ведет к прямому убытку торговли бензином», — подтвердил РБК руководитель Алтайского топливного союза Юрий Матвейко.
По его словам, компании вынуждены будут повышать цены на заправках на 1,5-2 руб. или закрываться. Независимую розницу спасет только рост продаж топлива на бирже, считает он.