Факт No 1. Рынок впервые выбрался из «минуса»
Российский рынок новых автомобилей падал четыре года подряд, за это время сжавшись более чем вдвое. При этом результаты позапрошлого (2016-го) года оказались самыми низкими за последние 11 лет! То есть уровень продаж откатился до показателей 2004-го... При этом аналитики обещали, что вскоре состоится «положительный разворот».
И прогнозы сбылись. В прошлом году, благодаря стабильным ценам на нефть, ситуация, наконец, выровнялась и спрос начал медленно восстанавливаться. По итогам 2017 года россияне приобрели 1 595 737 новых машин, так что «минус», наконец, сменился на «плюс» — за прошедшие 12 месяцев продажи пассажирских и лёгких коммерческих автомобилей выросли на 11,9%.
Факт No 2. Битва «АВТОВАЗ против “корейцев”» продолжается
Нет, формально марка Lada — безусловный лидер отечественного рынка: 311 588 проданных машин против 266 296 экземпляров, реализованных годом ранее. То есть спрос на тольяттинские легковушки вырос на ощутимые 17%! Более того, доля марки впервые за последнюю пятилетку вновь превысила одну пятую: 20,5% против прошлогодних 19,6%.
Но. На второй строчке расположилась корейская марка Kia (181 947; +22%), которую догоняет корейский же Hyundai (157 858; +9%). И если сложить показатели обоих брендов, то выходит, что АВТОВАЗ — позади. Корректно ли такое сложение? Мы считаем, что вполне (марки принадлежат одному концерну, автомобили Kia и Hyundai построены на общих платформах и т.д.).
Факт No 3. Россияне окончательно полюбили кроссоверы
Кроссоверы и внедорожники сейчас стали палочкой-выручалочкой для многих компаний! У корейцев из Hyundai падают продажи «Солярисов», но растёт спрос на «Крету» — в последние месяцы кроссовер продавался лучше седана. У французов из Renault похожая история: «Логан» и «Сандеро» топчутся на месте, а «Каптюр» уверенно рвётся вперёд (правда, подставив подножку «Дастеру»).
Самая продаваемая «Тойота» — RAV4, самый популярный «Ниссан» — X-Trail, самая востребованная Mazda — CX-5... Неудивительно, что каждая марка стремится предложить максимальный ассортимент паркетников, причём некоторые модели даже стали дефицитными — например, дилеры жалуются на нехватку «приподнятых универсалов» Lada Vesta SW Cross. Кроссоверный бум!
Факт No 4. В «минусе» оказалось совсем немного марок
В «минус» из лидеров российского рынка ушёл только УАЗ, которому не помогло даже снижение стоимости «Патриота»: у ульяновцев -15% по итогам года... В список «неудачников» из значимых игроков также вошли Lexus (-2%), Lifan (-3%) и Audi (-18%). У остальных брендов дела, напротив, налаживаются.
У «Фольксвагена» отчетный период закончился 21-процентным ростом продаж, спрос на автомобили Nissan увеличился на 8%, Ford показал плюс 18%, а рекордсменами по приросту уверенно стали Mitsubishi и Ravon, которые смогли улучшить показатели сразу на 45% и 733%. Также нельзя не отметить успехи Peugeot и Datsun — +37% и +31%.
Факт No 5. Новинки догоняют дешёвых «старичков»
Бестселлером марки Lada осталась немолодая, но относительно доступная Granta (93 686 машин), хотя спрос вырос только на 7%. А вот Vesta прибавила сразу 40% до 77 291 автомобиля! Высокий хэтчбек XRAY (33 319) стал продаваться на 67% лучше, чем годом ранее. Так что суммарно модные новинки догоняют «Калину» и «Гранту», которым вскоре предстоит пережить обновление.
Впрочем, здесь важно сделать небольшое отступление. Раньше покупатель рассуждал так: «Зачем мне покупать дорогую Lada Granta, если можно добавить и взять Solaris?». Но теперь многие предпочли проголосовать рублём за вышеупомянутые Vesta и XRAY, так как после смены поколений двое главных конкурентов (Solaris и Rio) стали заметно дороже.
Факт No 6. Без господдержки ситуация была бы хуже
Меры государственной поддержки спроса на автомобили обеспечивают около половины продаж от их общего количества — более точные данные пока не раскрыты. Например, АВТОВАЗ отчитался: 45% машин были проданы благодаря госпрограммам. Так что без участия властей авторынку пока не видать стабильности... (Либо компаниям придётся придумывать свои стимулирующие условия).
Наиболее наглядно влияние господдержки на реальные продажи показывает сегмент лёгкого коммерческого транспорта: к декабрю перестала работать программа утилизации и... Взгляните на результаты «грузовых» подразделений марок — у всех «минусы»! Тяжелее всего предновогодние недели дались Ульяновскому автозаводу и компании Mercedes-Benz.
Факт No 7. Надежда — только на частников
Ещё один важный фактор — корпоративные продажи. Вышеупомянутый АВТОВАЗ похвастался, что продал компаниям 42 834 автомобиля. С одной стороны, нынешний объём поставок на 32% превосходит результат годичной давности. С другой стороны, «акулам бизнеса» досталось только 13,7% от общего тиража автомобилей Lada, то есть главные потребители — частники.
И это плохо. В Европе компании приобретают каждую вторую (!) машину, что является залогом стабильности: в случае экономических потрясений рабочий и пенсионер могут отложить покупку «до лучших времён», тогда как фирмам приходится регулярно обновлять стареющий автопарк (одна из причин — обязательства перед лизинговыми компаниями).
Факт No 8. В сегменте грузовиков — неизменный лидер
На втором месте — УАЗ, на третьем — Ford, сумевший обогнать Mercedes-Benz. А лидер — Горьковский автомобильный завод: суммарный тираж «Газелей» и «Соболей» (в этой статистике более крупные «Газоны» не учитываются) составил 58 617 экземпляров. И в ближайшем будущем догнать газовцев, пожалуй, не сможет никто...
Кстати, любопытно взглянуть: как прошёл дебют уазовского «Профи»? В декабре (это фактически первый полный месяц продаж), несмотря на агрессивную рекламную кампанию, было продано лишь 332 машины. Новинка привлекла тех, кто прежде покупал «буханки» и «головастиков», — спрос на классическое семейство УАЗ разом рухнул на 39%.
МАРКА | ДЕКАБРЬ | ЯНВАРЬ-ДЕКАБРЬ | ||||||||||
2017 | 2016 | % | 2017 | 2016 | % | |||||||
Lada | 32 580 | 27 630 | 18% | 311 588 | 266 296 | 17% | ||||||
Hyundai | 14 977 | 14 047 | 7% | 157 858 | 145 254 | 9% | ||||||
Renault | 14 555 | 13 762 | 6% | 136 682 | 117 225 | 17% | ||||||
KIA | 13 211 | 13 193 | 0% | 181 947 | 149 567 | 22% | ||||||
Toyota | 10 885 | 10 417 | 4% | 94 238 | 94 568 | 0% | ||||||
VW | 10 366 | 7 589 | 37% | 89 469 | 74 221 | 21% | ||||||
Nissan | 8 499 | 6 942 | 22% | 76 000 | 70 464 | 8% | ||||||
ГАЗ ком.авт. | 6 713 | 7 517 | -11% | 58 617 | 55 803 | 5% | ||||||
Škoda | 6 005 | 5 016 | 20% | 62 302 | 55 386 | 12% | ||||||
Ford | 5 705 | 4 166 | 37% | 50 360 | 42 528 | 18% | ||||||
УАЗ | 4 623 | 5 909 | -22% | 41 632 | 48 848 | -15% | ||||||
Mitsubishi | 3 706 | 1 273 | 191% | 24 325 | 16 769 | 45% | ||||||
Chevrolet | 3 475 | 3 235 | 7% | 32 071 | 30 463 | 5% | ||||||
Mercedes-Benz | 3 153 | 2 658 | 19% | 36 808 | 36 888 | 0% | ||||||
Mazda | 3 053 | 2 294 | 33% | 25 910 | 21 543 | 20% | ||||||
Datsun | 2 854 | 2 789 | 2% | 24 510 | 18 772 | 31% | ||||||
BMW | 2 791 | 2 338 | 19% | 30 018 | 27 507 | 9% | ||||||
Lexus | 2 711 | 2 509 | 8% | 23 693 | 24 117 | -2% | ||||||
Lifan | 2 120 | 1 820 | 16% | 16 964 | 17 460 | -3% | ||||||
Ravon | 2 100 | 499 | 321% | 15 078 | 1 811 | 733% | ||||||
Audi | 1 452 | 1 646 | -12% | 16 878 | 20 705 | -18% | ||||||
Volvo | 1 077 | 648 | 66% | 7 011 | 5 585 | 26% | ||||||
VW ком.авт. | 830 | 860 | -3% | 6 990 | 6 400 | 9% | ||||||
Mercedes-Benz ком.авт | 801 | 1 132 | -29% | 6 504 | 6 328 | 3% | ||||||
Subaru | 801 | 587 | 36% | 6 080 | 5 638 | 8% | ||||||
Land Rover | 791 | 785 | 1% | 8 883 | 9 122 | -3% | ||||||
Suzuki | 786 | 319 | 146% | 5 001 | 4 520 | 11% | ||||||
Chery | 609 | 289 | 111% | 5 905 | 4 758 | 24% | ||||||
Peugeot | 600 | 338 | 78% | 4 931 | 3 602 | 37% | ||||||
Porsche | 594 | 657 | -10% | 4 578 | 4 961 | -8% | ||||||
Honda | 533 | 309 | 72% | 2 435 | 1 747 | 39% | ||||||
Citroёn | 437 | 288 | 52% | 4 377 | 3 803 | 15% | ||||||
Infiniti | 404 | 425 | -5% | 4 972 | 4 517 | 10% | ||||||
FIAT | 268 | 224 | 20% | 2 323 | 2 159 | 8% | ||||||
Haval | 201 | - | - | 1 894 | - | - | ||||||
DFM | 197 | 64 | 208% | 913 | 1 152 | -21% | ||||||
Geely | 193 | 251 | -23% | 2 234 | 4 473 | -50% | ||||||
Zotye | 191 | 37 | 416% | 1 088 | 301 | 261% | ||||||
Jaguar | 157 | 279 | -44% | 2 173 | 2 073 | 5% | ||||||
MINI | 139 | 129 | 8% | 1 580 | 1 360 | 16% | ||||||
Changan | 133 | 37 | 259% | 1 411 | 540 | 161% | ||||||
Cadillac | 124 | 153 | -19% | 1 365 | 1 274 | 7% | ||||||
Genesis | 107 | 14 | 664% | 1 031 | 46 | 2141% | ||||||
Isuzu | 98 | 122 | -20% | 736 | 617 | 19% | ||||||
Jeep | 92 | 138 | -33% | 1 274 | 1 269 | 0% | ||||||
smart | 82 | 144 | -43% | 934 | 696 | 34% | ||||||
Iveco | 82 | 43 | 91% | 469 | 518 | -9% | ||||||
Foton | 72 | 17 | 324% | 534 | 75 | 612% | ||||||
FAW | 44 | 56 | -21% | 553 | 829 | -33% | ||||||
Brilliance | 26 | 20 | 30% | 219 | 863 | -75% | ||||||
SsangYong | 7 | 2 | 250% | 123 | 1 141 | -89% | ||||||
HTM3 | 2 | - | - | 99 | - | - | ||||||
Chrysler | 1 | 2 | -50% | 9 | 30 | -70% | ||||||
Hyundai ком.авт. | 0 | 33 | - | 69 | 72 | -4% | ||||||
Alfa Romeo | 0 | 0 | - | 0 | 100 | - | ||||||
Baw | - | 14 | - | 91 | 171 | -47% | ||||||
Acura | - | - | - | - | 163 | - | ||||||
Daewoo | - | - | - | - | 8 574 | - | ||||||
Haima | - | - | - | - | 114 | - | ||||||
Итого | 166 013 | 145 665 | 14,0% | 1 595 737 | 1 425 786 | 11,9% |
# | МОДЕЛЬ | БРЕНД | ДЕКАБРЬ | # | МОДЕЛЬ | БРЕНД | ЯНВАРЬ-ДЕКАБРЬ | |||||||
2017 | 2016 | Шт. | 2017 | 2016 | Шт. | |||||||||
1 | Granta | Lada | 10 302 | 8 773 | 1 529 | 1 | Rio | KIA | 96 689 | 87 662 | 9 027 | |||
2 | Vesta | Lada | 7 955 | 7 014 | 941 | 2 | Granta | Lada | 93 686 | 87 726 | 5 960 | |||
3 | Rio | KIA | 6 198 | 8 029 | -1 831 | 3 | Vesta | Lada | 77 291 | 55 174 | 22 117 | |||
4 | Creta | Hyundai | 5 899 | 4 002 | 1 897 | 4 | Solaris | Hyundai | 68 614 | 90 380 | -21 766 | |||
5 | Polo | VW | 5 601 | 4 312 | 1 289 | 5 | Creta | Hyundai | 55 305 | 21 929 | 33 376 | |||
6 | Solaris | Hyundai | 4 941 | 8 042 | -3 101 | 6 | Polo | VW | 48 595 | 47 702 | 893 | |||
7 | Duster | Renault | 4 816 | 3 896 | 920 | 7 | Duster | Renault | 43 828 | 44 001 | -173 | |||
8 | XRAY | Lada | 3 736 | 2 644 | 1 092 | 8 | Largus | Lada | 33 601 | 29 341 | 4 260 | |||
9 | Largus | Lada | 3 511 | 2 881 | 630 | 9 | XRAY | Lada | 33 319 | 19 943 | 13 376 | |||
10 | NIVA | Chevrolet | 3 416 | 3 117 | 299 | 10 | RAV 4 | Toyota | 32 931 | 30 603 | 2 328 | |||
11 | Logan | Renault | 3 334 | 3 024 | 310 | 11 | NIVA | Chevrolet | 31 212 | 29 844 | 1 368 | |||
12 | Tiguan | VW | 3 283 | 1 631 | 1 652 | 12 | Kaptur | Renault | 30 966 | 13 926 | 17 040 | |||
13 | Kaptur | Renault | 3 220 | 3 710 | -490 | 13 | Logan | Renault | 30 640 | 29 565 | 1 075 | |||
14 | RAV 4 | Toyota | 3 191 | 2 158 | 1 033 | 14 | Sandero | Renault | 30 210 | 28 557 | 1 653 | |||
15 | 4×4 | Lada | 3 155 | 2 554 | 601 | 15 | Rapid | Škoda | 29 445 | 25 931 | 3 514 | |||
16 | Sandero | Renault | 2 933 | 3 033 | -100 | 16 | 4×4 | Lada | 29 091 | 27 274 | 1 817 | |||
17 | Camry | Toyota | 2 911 | 2 528 | 383 | 17 | Camry | Toyota | 28 199 | 28 063 | 136 | |||
18 | Rapid | Škoda | 2 797 | 2 473 | 324 | 18 | Tiguan | VW | 27 666 | 10 660 | 17 006 | |||
19 | X-Trail | Nissan | 2 499 | 1 576 | 923 | 19 | Sportage | KIA | 24 611 | 19 003 | 5 608 | |||
20 | on-DO | Datsun | 2 369 | 2 519 | -150 | 20 | Octavia A7 | Škoda | 22 648 | 21 759 | 889 | |||
21 | Qashqai | Nissan | 2 367 | 1 831 | 536 | 21 | X-Trail | Nissan | 20 626 | 17 886 | 2 740 | |||
22 | LC Prado | Toyota | 2 310 | 2 018 | 292 | 22 | Qashqai | Nissan | 20 223 | 18 723 | 1 500 | |||
23 | Sportage | KIA | 2 180 | 1 739 | 441 | 23 | Kalina | Lada | 19 989 | 20 982 | -993 | |||
24 | Octavia A7 | Škoda | 2 054 | 2 040 | 14 | 24 | on-DO | Datsun | 19 712 | 14 565 | 5 147 | |||
25 | CX-5 | Mazda | 2 008 | 1 782 | 226 | 25 | CX-5 | Mazda | 18 723 | 15 790 | 2 933 |