НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Вся правда о Шелковом пути

23 августа 2017 10:01
Редактор «Авто Mail.Ru» проехал в составе пресс-экипажа ралли-рейда «Шелковый путь 2017» 5 дней по пути из Москвы до Астаны и делится своими впечатлениями

Когда главный редактор определил меня на «Шелковый путь», то я не знал, радоваться мне или горевать. Многие из моих коллег, которые когда-либо освещали это мероприятие, впоследствии открещивались от него как черти от ладана. Сразу оговорюсь, что в этом материале вы не получите никакой спортивной аналитики, здесь будет только то, что я видел своими глазами и слышал ушами.

На «Шелковый путь 2017» нас пригласила компания «Газпромнефть», один из официальных партнеров гонки, которая представила на ралли-рейде новое топливо «Дизель Опти» — для этих целей был выделен топливозаправщик с 6000 л солярки, который сопровождал наш караван до китайской границы, а в Jaguar Land Rover поделились двумя турбодизельными Discovery V и двумя Discovery Sport, на которых журналистам предстояло проехать более 9600 км из Москвы до Сианя.

«Видел ли ты летающую тарелку...», — для жителей российской глубинки появление раллийных экипажей сродни приземлению НЛО.

Участие в «Шелковом пути» — весьма дорогостоящее мероприятие, где только за аккредитацию придется заплатить 3500 евро за 1 человека, а нас в каждой машине ехало по трое-четверо. За эти деньги дирекция гонки берет на себя организацию бивуака вместе с питанием и интернет-связью, медицинскую помощь, выдачу дорожных книг, фирменной одежды, пресс-гидов и другой документации, а также выдачу приборов GPS-Tripy II, которые подключаются к бортовой электросети автомобиля — это что-то вроде электронной дорожной книги и GPS-маяка, который также контролирует нарушение скоростного режима. Все остальные расходы участники берут на себя — в нашем случае их несла приглашающая сторона.

Прибор GPS-Tripy II выдавали не случайно — за нарушения скоростного режима предусмотрены штрафы: от 100 евро за превышение скорости на 1-20 км/ч на дистанции до 500 м и от 400 евро на дистанции свыше 500 м. За превышение от 21 до 40 км/ч на дистанции до 500 м штраф составит 600 евро, а если дистанция превысит этот порог, то 1000 евро и снятие с гонки. Короче говоря, «Шелковый путь» — это весьма сложноорганизованная бизнес-модель, где за все нужно платить.

Вот такой набор одежды выдавался каждому участнику, аккредитованному в составе «редакционного автомобиля прессы».

Пресс-экипажи делятся на 2 типа: первые, с желтыми наклейками на бортах, двигаются по дорогам общего пользования без права выезда на гоночные спецучастки. Вторые, с зелеными наклейками по бокам, могут выезжать в «канал» гонки за час до старта, чтобы выбрать лучшие точки наблюдения за ралли-рейдом, но для этого автомобиль фактически должен соответствовать категории Production (T2). У нас — желтые наклейки.

Так выглядят автомобили, которым разрешено заехать в «канал» гонки, — их можно отличить по светло-зеленым наклейкам на дверях. Каркас безопасности, 4-точечные ремни, приборы GPS-Sentinel (ERTF) и Iritrack... — речь идет о машинах, соответствующих категории Production (T2).

Поскольку в ралли-рейдах я профан, то в вопросах организации каждого нашего рабочего дня я положился на коллег, а также водителей-инструкторов, сопровождавших каждую машину. Куда скажут, туда и поедем. Поэтому мы стартовали на Чебоксары 8 июля в 2 часа ночи, чтобы избежать пятничных пробок на трассе М7. Разукрашенный наклейками, наш Land Rover Discovery выглядел ярко, однако стикеры в верхней части лобового стекла препятствовали нормальной работе ряда систем активной безопасности. А еще у нашего «Дискаря» всю дорогу до Астаны горел «чек», но это не помешало ему проехать «Шелковый путь» без каких-либо проблем. А вот реальной проблемой стали непрекращающиеся дожди, ночные пробки от Малой Дубны до Киржача и медленная скорость передвижения: это действительно, мучение — тащиться на современной машине со скоростью 90-100 км/ч в колонне, когда тебя сзади подпирают даже «фуры»!

Тот самый прибор GPS Tripy II, который служил и дорожной книгой, и одометром, и «стукачом».

Как мы добрались до СУ в Нижегородской области я не помню, ибо после бессонной ночи и «рулежки» я «вырубился» моментально. Первое, что бросается в глаза, — перекрытые в районе СУ дороги. Понятное дело, что перекрывают ради безопасности, но это происходит загодя и проезд блокируется на несколько часов. Для местных, конечно, увидеть Де Роя или Петранселя у себя в деревне — событие всей жизни, однако находится немало тех, кому перекрытая дорога срывает работу и все планы.

О приближении экипажей свидетельствует вертолетный грохот — это съемочные бригады полетели выискивать места для эффектных кадров. А вот выбранная нами фото-точка оказалась «не фонтан» — поворот на 90° все гонщики проходили либо медленно, либо некрасиво «плужили» по полю, раскатывая его до состояния «оффроуда». В день, наматывая по 600-800 км, ты успеваешь приехать, в среднем, на две таких фото-точки и тут, как говорится, либо повезет, либо нет.

Вечером в аэропорту Чебоксар состоялось первое знакомство с бивуаком — лагерь стараются разместить рядом с аэродромом для упрощения логистики. Здесь царит основная «движуха»: можно узнать последние новости о гонке, изменения на маршруте, расписание отправки авто- и авиатранспорта, обслуживающего ралли-рейд, последние сплетни, а также встретиться с коллегами или завязать новые знакомства. А если очень повезет, то и «выцепить» на интервью «звезд» ралли-рейдов. Однако увидев измотанное состояние оных к концу дня, тревожить кого-либо мы не стали. А еще на бивуаке хорошо кормят, каждый день — новое меню, и это помимо сухпайков, которые выдают вместо обеда! Есть даже свежие фрукты, десерт, соки, пиво, вино и собственный коктейль-бар! Не удивлюсь, если на следующее утро после такого вечера некоторые едут с «выхлопом». Если отбросить шутки в сторону, то диву даешься, как четко отлажены все механизмы в гонке, чтобы каждый день оперативно организовать полевой лагерь со всеми удобствами на несколько сотен человек.

Дожди, накрывшие европейскую часть России в дни проведения ралли-рейда, изменили формат гонки в сторону трофи-рейда: скорости снизились, зато грязи стало еще больше, в чем мы убедились на одном из СУ под Казанью. Ничего эффектного, кроме брызг да пары заносов, я не увидел, зато хорошенько изгваздался и испачкал фототехнику. После этого лезть куда-либо ради пары кадров уже не хотелось. Не повезло и нашему провожатому, известному мотогонщику и автомобильному инструктору Дмитрию Меремьянину, к которому докопались казанские полицейские за использование незарегистрированного квадрокоптера для съемок. Спор окончился ничем, но ему, вместо хороших кадров, пришлось писать объяснительную — мелочь, а неприятно.

Вообще утро второго дня началось с разговоров о том, что наши экипажи за превышение скорости в первый день оштрафуют чуть ли не 2500 евро! Ошибочно думать, что мы — самые злостные нарушители, все прекрасно понимают, что успевать следить за гонкой и не нарушать ПДД на «Шелковом пути» по территории России нереально. К слову, на лиазонах многие гонщики вели себя безобразнее: кто-то обгонял через «сплошную», а тот же Себастьян Леб предпочитал объезжать пробки по обочине. Хотя статья 52Р1 регламента «Шелкового пути» гласит, что все экипажи, передвигаясь по маршруту, обязаны вести себя вежливо и уважительно, а любое зафиксированное некорректное поведение карается штрафом в 500 евро. Но на второй день гонки мы уже никуда не торопились: мы просто жертвовали своим сном и отдыхом, заканчивая работу за полночь и отправляясь в путь ни свет ни заря, чтобы успевать на спецучастки.

Вечером мы доковыляли до Уфы. Столица Башкирии поразила размахом и темпами строительства, хорошей въездной магистралью, а также «конскими» ценниками в местном 4-звездочном отеле, куда нас заселили: овощной салат за 490 рублей и самое дешевое горячее блюдо за 1200... При этом интернет в гостинице был такой «скоростной», что времена «диалапа» показались раем.

Уже на подступах к казахской границе я заметил, что по обочинам стояло немало фур — сотрудники ГИБДД тормозили водителей большегрузов, дабы расчистить дорогу для участников «Шелкового пути». Кто-то так стоял уже полдня. По-моему, это перебор, когда дорогу перекрывают не ради безопасности, а ради комфорта. Наверное, поэтому на границе не было очередей — и мы ее «пулей» пролетели.

А что в итоге с нашими штрафами? Поначалу шли слухи, что нас даже снимут с гонки, но выгнать экипажи, выставленные одним из официальных партнеров «Шелкового пути», — все равно, что пилить сук, на котором сидишь. Как всегда, везде решают связи и дипломатия — в итоге «сторговались» до 600 евро за все машины. Правда, когда я показал организаторам видеозапись, где экипаж Леба едет по обочине, те в ответ лишь мило улыбались. «Звездам» здесь многое прощают.

Финальный день путешествия мы провели полностью в дороге, преодолевая 700 км от Костаная до Астаны. За четыре дня сидения в машине я, кажется, испробовал все позы для сна, но оптимальной так и не нашел. Ездить вчетвером с забитым наглухо багажником на «дальняк» в Discovery V мне показалось даже менее комфортным, чем в Discovery IV: сиденья обшиты жестковатой кожей, набивка на боковинах подушки заднего дивана не шибко мягкая, да и сама подушка коротковата, а, главное, расположена ниже, чем в четвертом «Disco». Еще один минус — здоровые 20-дюймовые диски и «тонкие» покрышки: при полной загрузке изрядно потряхивает даже с пневмоподвеской. Справедливости ради, отмечу, что груз в багажнике не позволял откинуть спинки дивана назад на максимальный угол, при котором посадка была бы удобнее. Но больше всего меня поразило то, что когда я пересел в младший Land Rover Discovery Sport, то он оказался... комфортнее! У него и заднее сиденье выше, и ход оказался мягче, хотя загружен он был неслабо!

В каждой нашей машине, помимо личных вещей, лежали 2 полноразмерные запаски, 2 канистры под топливо, компрессор, палатки, домкраты и многое другое. Считай, в экспедицию отправились.

Самый курьезный случай за эту поездку случился с нами на посту ГАИ близ Астаны. Один из инспекторов решил тормозить машины с наклейками «Шелкового пути», причем тормозил всех без разбору: российские экипажи, французские — неважно. Пока наши водители разбирались, в чем дело, к этой компании подъехал полицейский SsangYong Kyron, после чего инцидент сам собой рассосался. Оказалось, что местный «полисмен» тормозил участников... чтобы дать им номер своего телефона на случай непредвиденных проблем, мол, поможет «решить вопросы»! Вся эта вакханалия продолжалась до тех пор, пока не подъехал кто-то старший на том самом «СсангЙонге» и отборным матом не обложил своего коллегу.

На этом моя часть путешествия подошла к концу — как раз на том самом месте, откуда начиналось самое интересное: горы, степи, пески, барханы и пустыни, где развернулись основные баталии и интриги. Но после увиденного я не удивляюсь, почему «пишущая братия» начинает открещиваться от подобных мероприятий.

Сопровождение прессой раллийных экипажей — это изматывающая работа в постоянном цейтноте и в не самых подходящих условиях. Спящий на полу журналист в пресс-центре бивуака — обычное явление. Если бы я был участником спортивной команды, то смысл был бы в том, что от моих действий зависел бы общий результат и шанс выиграть гонку. Есть цель, мотивация и азарт. А когда я трясусь в машине по 600-800 км, чтобы заехать на пару «средненьких» спецучастков, затемно приехать в бивуак и завалиться спать во втором часу ночи, чтобы потом снова в пять утра встать... В чем смысл? Вот здесь, пожалуй, кроется главная ошибка организаторов: приглашать на спортивное мероприятие нужно не абы кого, а людей «в теме», которые «варятся» в этой среде уже много лет. И для нормальной работы нужно создать адекватные условия — репортеру нужно видеть гонку, а не «дальнобоем» заниматься. Если же приглашать новичков типа меня из «неспортивных» изданий ради более широкого охвата аудитории, то нашему брату важны не цифры, а впечатления, ощущения и эмоции, которые мы сможем передать публике — таких людей нужно запихивать в спортивные команды, чтобы видеть гонку от первого лица.