Проект Gordon-Keeble GT родился весной 1959 года, когда инженер Джон Гордон встретился с бывшим автогонщиком Джимом Киблом. И джентльменов осенила гениальная идея — сделать собственный спорткар, который бы составил конкуренцию Aston Martin DB4. Для начала, с присущим британцам чувством юмора, они придумали эмблему. Черепашку на желтом фоне!
Однако на этом шутки закончились, а компаньоны арендовали ангар на аэродроме городка Истлиф, недалеко от Саутгемптона. Именно там был изготовлен прототип спорткара, вернее, трубчатая рама-ферма, на которую установили 4,6-литровый восьмицилиндровый мотор Chevrolet мощностью 283 л.с. и механическую четырехступенчатую коробку передач. После чего этот полуфабрикат был отправлен в Турин в кузовное ателье Bertone, где итальянские автомобильные кутюрье должны были «пошить» ему модную одежку.
Дело пошло
На счастье Гордона и Кибла, в 1960 году в Bertone трудился молодой и амбициозный дизайнер Джорджетто Джуджаро. И уже в марте 1960 года на Женевском автосалоне стенд Bertone привлекал посетителей необычным автомобилем, на носовой эмблеме которого красовалась черепашка. Это был предсерийный экземпляр Gordon-Keeble GT, который должен был стать одним из самых стильных, мощных и быстрых британских автомобилей.
Однако, несмотря на интересную внешность и неплохие характеристики, серийное производство постоянно откладывалось, главным образом из-за проблем с финансированием. К счастью, проектом заинтересовался английский банкир Джордж Вансборо, который профинансировал все подготовительные работы. Но и он располагал не безграничными финансовыми возможностями, поэтому Гордону и Киблу пришлось пойти на ряд компромиссов.
Во-первых, было решено отказаться от стального кузова в пользу стеклопластикового. Маленькая фирма Gordon-Keeble не могла себе позволить не только такую роскошь как кузовные штампы, но и заказ кузовных панелей «на стороне». Во-вторых, проведя ряд переговоров с менеджерами General Motors, британцы уговорили их продать партию 5,4-литровых моторов Chevrolet V8 с механическими коробками передач по приемлемой цене.
Именно американский трехсотсильный двигатель, в конечном счете, и стал «штатным» силовым агрегатом Gordon-Keeble GT. И, в-третьих, в целях удешевления пришлось принести в жертву отделку салона. Если для обивки кресел использовалась кожа, то потолок и двери отделывали кожзаменителем. Все эти меры позволили серьезно снизить себестоимость автомобиля. Gordon-Keeble GT получил ценник в 2 798 фунтов стерлингов и в 1964 году поступил в продажу.
Автомобиль был тепло принят как журналистами, так и покупателями. Стильная внешность, приемлемая цена, четырехместный салон с «авиационной» приборной панелью, модная сдвоенная головная оптика, большая площадь остекления, мощный двигатель, максимальная скорость в 217 км/ч — Gordon-Keeble GT хоть и не стал полноценным конкурентом Aston Martin DB4, но и не выглядел на его фоне гаражной поделкой.
В 1964 году фирма Gordon-Keeble работала на пределе своих возможностей, выпуская три спорткара в неделю. Казалось бы, впереди маленькую британскую компанию ожидали счастливые времена, но внезапно все планы нарушили смежники.
Производитель рулевых механизмов — фирма Adwest — прекратила поставки из-за забастовки персонала, из-за чего производство пришлось остановить. Затем с финансовыми проблемами столкнулся Джордж Вансборо, а вскоре компанию покинул один из её основателей Джон Гордон.
Некоторым клиентам долгое ожидание заказанных машин не понравилось, и они начали аннулировать заказы. Кроме того, ещё в 1963 году началось производство будущего культового спорткара Aston Martin DB5, который переманил у Gordon-Keeble немало клиентов.
90 из 100
Кибл и Вансборо пытались справиться с проблемами, но они только увеличивались, как катящийся с горы снежный ком. Вскоре и сама Gordon-Keeble покатилась под откос, и Киблу с Вансборо весной 1965 года не оставалось ничего другого, кроме как принять решение о продаже бизнеса. На тот момент было выпущено 90 автомобилей, плюс оставалось несколько машинокомплектов разной степени готовности.
Покупатели нашлись достаточно быстро — ими оказались английские бизнесмены Джеффри Уэст и Гарольд Смит. В июле 1965 года они перерегистрировали компанию на себя и даже сохранили часть её прежнего названия — теперь она называлась Keeble Cars. Но выйти на прежний уровень производства у них не получилось.
За год они выпустили всего шесть автомобилей, после чего решили избавиться от проблемного актива. Интерес к Keeble Cars проявил американский предприниматель Джон де Брюн, который выкупил все права и оставшееся оборудование.
Но и он потерпел фиаско, хотя планы у него были наполеоновские. Он основал собственную фирму и даже представил на Нью-Йоркском салоне 1968 года переименованный в De Bruyn GT один из последних экземпляров Gordon-Keeble GT, но дальше демонстрации дело не пошло.
Последний остававшийся машинокомплект был дособран в 1971 году, после чего в истории Gordon-Keeble GT была поставлена точка. Всего было выпущено ровно сто автомобилей и, что самое удивительное, до наших дней дожили девяносто.
Не в последнюю очередь благодаря британскому автомеханику, а впоследствии реставратору Эрни Нотту, который ещё в 1970 году организовал в городе Брекли клуб владельцев Gordon-Keeble GT.
Да не просто организовал, а тщательно отслеживал судьбу каждого автомобиля, попутно оказывая владельцам техническую поддержку. Более того, Нотт настолько серьезно относится к делу, что даже выпускает журнал, посвященный автомобилям Gordon-Keeble GT и их владельцам.
Впрочем, ничего удивительного в этом нет — англичане всегда славились своим бережным отношением к собственной автомобильной истории. Даже такой не самый успешный проект, как Gordon-Keeble GT, является для них поводом для гордости.