НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Супервнедорожник за 1,5 миллиона: рецепт и очень жесткий тест

26 мая 2017 10:01
Мы нашли уникальную машину и выступили на ней в трофи на выносливость

Позади поле, впереди поле, между ними — верхушки деревьев. Тщательно нацеливаю машину меж двух стволов, второго шанса сманеврировать не будет. Не вижу, но знаю — впереди овраг с почти отвесным склоном, на котором и человеку устоять сложно. А на дне глубокий илистый ручей, оптимистично обозначенный на карте трассы как «Омут».

Отпустить тормоз страшно, но помогает сила притяжения. Дисковые механизмы и грязевые покрышки не в силах удержать внедорожник на спуске, хоть всем телом на педаль навались — соскальзываю вниз на передаче. Черт, пикируем слишком быстро! Надо было на первой пониженной съезжать... Только успеваю подумать об этом, могучий силовой бампер вспарывает донную жижу, вместо капота вижу мутные волны и лягушек.

Приехали? А вот и нет! Чуть поддаю газу, опустившаяся под воду выпускная труба превращает ручей в пузыристое джакузи, и автомобиль неспешной рептилией карабкается наверх по глинистому берегу. Причем не менее отвесному, чем спуск. Лебедкой, конечно, пришлось подтянуться с середины, но всё равно чудеса проходимости — сам бы не поверил, если б не сидел в тот момент за рулем.

Куда пропали пружины и рессоры?

Так и не скажешь, что этот диковинный аппарат формально разменял четверть века. Любимый джиперами Daihatsu Rocky готовился отойти в мир иной, когда на изрядно потрепанную машину наткнулся нынешний владелец Александр. Дело было три года назад в Воронеже, с тех пор процесс доводки и модернизации японского ветерана не прекращается.

Сейчас от исходника остались лишь неплохо сохранившиеся кузов да рама, хотя их доработки тоже коснулись. Rocky облегчили, удалив ненужные железки и обшивку, а «скелет» усилили и переварили, добавив, в частности, кронштейны рычагов хитрой подвески. Нет в ней ни рессор, ни пружин, только 2,5-дюймовые стойки Fox Air Shocks. Это демпферы со встроенными азотными камерами — фактически газонаполненные однотрубные амортизаторы, только толстые, прочные и с регулировками. Скажем так, бюджетный аналог гидропневматики, подходящий для относительно легких внедорожников, которые больше ползают, чем гоняют.

Выглядит круто, но, увы, как и любое компромиссное решение, такая ходовая часть оставила двоякое впечатление. С одной стороны, ощущение тотальной плавности: можно дубасить по полю и ходом влетать в промоины, не боясь, что позвоночник в штаны осыплется. На другой чаше весов — валкость. Высокий трофийный Rocky поначалу неслабо пугал кренами, поэтому мой напарник, опытный штурман Роман Герасимов, то и дело выбегал из машины проверить — не переборщили ли с косогором? Со временем привыкли и стали действовать смелее, но от греха и дальше старались выбирать траекторию с запасом по перевороту.

Не случайно владелец Rocky поставил на заднюю ось стабилизатор, вскоре он появится и спереди. Вообще же Александр в миру занимается обслуживанием «Тойот», поэтому при постройке экстремального внедорожника сделал упор на серийные агрегаты. Под капотом Rocky прописался заслуженный тойотовский турбодизель 1KZ — рабочий объем 3 литра, четыре цилиндра, мощность около 120 л.с. Механическую коробку передач взяли у «Прадо», неразрезными мостами с принудительными блокировками и главными парами 5.29 поделился 70-й «Крузак». А вот донором раздатки выбрали британский Land Rover Defender, поэтому «боевой» Rocky щеголяет постоянным полным приводом с блокировкой центрального дифференциала.

Не похоже на «котлету»

Получилось настолько красиво-нарядно, что гибрид из лучших внедорожников мира строгий спортивный регламент запихнул в высшую трофийную категорию ТР-3. Вот только доработанный Rocky, как ни крути, остался кузовной машиной, пусть с двумя лебедками и на больших 38,5-дюймовых колесах. А соперники, так называемые «котлеты», — чистой воды прототипы с титановыми пространственными рамами, полным отсутствием свесов, тракторными портальными мостами и прочими прелестями вплоть до плавучести.

На трассах Motive Gear Lapin Kulta Challenge обязательно есть места, где клиренс и масса автомобиля имеют определяющее значение. На нынешней гонке «Эволюция» эти отрезки назывались «Черная грязь» и «Рисовое поле», проще говоря — лесное болото с начинкой из густой и очень вязкой жижи. Человека засасывает мгновенно, поэтому Роману стоило огромных трудов перемещаться от дерева к дереву с лебедочным тросом. Без него никак: не успевали передние колеса пробить колею, как еще до проезда задних гуталин затягивал следы. «Котлеты» шли по такому покрытию веселее, порой докапываясь до твердого основания. А Rocky садился на мосты, и его приходилось тащить волоком.

О пользе серийных решений

Вопрос в том, что не все прототипы до болотного рубилова доехали. Уж слишком много в их конструкции непроверенного в деле «колхоза», поэтому кое-кто прекратил борьбу уже на первом препятствии. Серийные решения зачастую надежнее, а это ключевое в кольцевом трофи на выносливость. Тем более, организаторы Motive Gear Lapin Kulta Challenge в очередной раз сократили дистанцию круга, до предела насытив его засадными местами. Машинам и экипажам попросту негде было передохнуть: пересеченный рельеф, вода, болото, лес, глина — полный комплект, разве что песка не хватало.

И вот в «Черной грязи» Rocky стал угасать — лебедка наматывает трос слишком вяло. Бесконечное «винчевание» высосало энергию из аккумулятора. Подгазовываю, пытаюсь подзарядить батарею, но дело кончается опасным дымком из-под капота: лишенный охлаждения движок показал готовность закипеть. А 1KZ перегрева не терпит! Вовремя глушим мотор, остужаем, а запустить не можем. АКБ сдохла окончательно. Роман бежит в лагерь за новой и... Daihatsu попер дальше, запустившись с полоборота! Да, потеряли время, не вошли в ТОП-10 зачета, но финишировали своим ходом и на целой машине — оторванное боковое зеркало не в счет.

Удобства в повышенной влажности

Rocky порадовал не только выносливостью, но и комфортом, если можно так сказать об автомобиле, салон которого по ветровое стекло (а иногда и выше) регулярно затапливается. Внутрь забираешься, подтягиваясь на перекладине каркаса безопасности, как на турнике. Зато в кабине — курорт. Передняя панель сохранилась полностью: с бардачком, пепельницей и печкой — она выручала, когда стекло пыталось запотеть, а движок стал греться в грязи. Даже гоночный «ковш» двигается вперед-назад. И обзорность отличная.

А как легко всё переключается! Пару раз раздатку выбивало в нейтраль, но в целом трансмиссия, включая блокировки мостов, отработала идеально. Пожалуй, этот Rocky — пока что самый удобный автомобиль для трофи-рейдов, на котором мне доводилось ездить. УАЗ был тоже ничего, но по эргономике это всё же УАЗ... А за рулем Daihatsu 3,5 часа жесткого бездорожья в режиме нон-стоп пролетели незаметно: здесь не надо извиваться ужом, пытаясь размять затекшую спину, не приходится возиться с рычагами, гадая — включил/не включил. Можно полностью сосредоточиться на управлении и выборе траектории, с учетом валкости машины это далеко не ерунда. Разве что руль тяжеловат — к концу гонки руками я уже ничего не мог делать.

Поэтому вопрос об идеальном рецепте постройки экстремального внедорожника оставим открытым. Мир трофи разнообразен, интересных машин в нем еще много.

Благодарим компанию Lapin Kulta за возможность участвовать в трофи на выносливость и лично Александра Пименова за предоставленный автомобиль.