НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Duster, Kaptur, лед и Карелия

6 апреля 2017 09:00
Лед, выход из поворота. Газ или тормоз? «Руль в сторону заноса» или уже обратно?

Что делать? Учиться, учиться и еще раз учиться, нарабатывать необходимые навыки практикой и поддерживать их регулярно. Школ повышения водительского мастерства сейчас достаточно много. Как правило, проходят они при поддержке производителей автомобилей премиум-класса, и водителей там учат ездить быстро и правильно на купе, седанах и внедорожниках с мощными моторами. Но приглашение на мероприятие «Renault Winter Driving School» удивило тем, что по ледовому треку предполагалось гонять на... бюджетных кроссоверах. «Дастер» в заносе? Да!

В последние годы сегмент кроссоверов растет очень быстрыми темпами. Как правило, на ровной дороге полноприводный кроссовер остается почти переднеприводным, но стоит передней оси поскользнуться, муфта передает часть крутящего момента на заднюю ось. В теории многие знают, как это происходит, а вот с практикой дело обстоит сложнее. Не все водители четко понимают, как именно задняя ось влияет на поведение автомобиля на скользкой дороге. Нет опыта — рефлексы не наработаны. А получать такой опыт лучше на безопасной трассе, нежели в «боевых условиях» загородного шоссе.

Именно для этого на льду Ладожского озера в местечке с поэтическим названием Ниэмилянхови выстроилась вереница брутальных «Дастеров» и заносчивых «Каптюров». Все с полным приводом, коробки — механика или автомат, двигатели — полуторалитровый дизель и бензиновый 2.0. Для тренировки были расчищены и подготовлены огромные площадки: полигон размером 300x80 метров с обилием конусов, круг для отработки скольжения, «ипподром», ледовая трасса.

Упражнения стандартные. Торможение на точность, змейка, «расческа» — чем больше скорости и углы поворота, тем глубже скольжения. После тренировочных этапов — заезд на время по ледовой трассе со связками поворотов разной крутизны и сложности, общей длиной под 2 километра. Да, к «гражданской» езде это уже не имеет отношения, но только так можно проверить полученные навыки, заставляя себя ехать быстро, выводя все реакции на предел возможностей.

«Дастер» и «Каптюр» снабжены муфтой полного привода от Nissan Murano

Помимо этого, пришлось восстанавливать и подзабытые в городских пробках базовые навыки безопасного вождения: правильная посадка за рулем, взгляд в следующий поворот. Это умение, кстати, тоже надо тренировать, ведь инстинктивно водитель смотрит в ту сторону, куда его сносит (особенно если там реальная опасность, а не мягкий снег полигона), а так делать нельзя ни в коем случае. Железное правило — смотришь туда, куда тебе нужно попасть.

На мероприятии засветился и новый большой кроссовер Рено — Koleos. Эти два автомобиля временно ввезены в Россию, официальные продажи начнутся через 3-4 месяца. Первое впечатление после нескольких километров по асфальту и лесным колеям: комфортно, тихо, просторно.

Пока Renault не планирует организовывать подобные школы вождения для клиентов — это была лишь проба формата. Но сейчас в крупных городах есть и хорошие ледяные площадки, и инструкторы, которые готовы преподать даже начинающим водителям азы управления полноприводным автомобилем. Почему это важно? Чем лучше ты знаешь свой кроссовер, тем полнее можешь использовать его возможности. Кто знает, когда это может пригодиться — возможно, однажды опыт управления машиной в скольжении и наработанные рефлексы спасут вам жизнь.

Конечно, в сложных условиях мокрого снега комбинация вариатора с муфтой сдается раньше, чему у «Дастера». Но все же съезжать на нем с асфальта не противопоказано.

А еще — это просто удовольствие. Незатейливый «Дастер» с подключаемой муфтой задней осью способен подарить на льду кайф от вождения. На лице многих опытных коллег поначалу читался здоровый такой скепсис: мол, что за удовольствие — носиться в скольжениях на утилитарном бюджетном кроссовере с не очень мощным мотором... Но точный руль, энергоемкая подвеска, внятный полный привод и хорошие шипы позволяют уверенно чувствовать себя на «ходовой» трассе.

Тут мне читатели возразят — опомнись, мол, какие скольжения, ведь сейчас все машины оснащены ESP! И будут правы лишь частично. ESP, конечно, великая вещь в плане активной безопасности, но и она не в силах изменить законы физики. И уж если боковые силы превышают сцепление колес с дорогой — ни одна система стабилизации не спасет, так что, как говорится, «надейся, но сам не плошай». А для тренировки на полигоне систему у «Дастера» можно отключить — до 50 км/ч в обычном режиме и до 80 км/ч в режиме lock муфты полного привода. Кстати, сама муфта показала себя с наилучшей стороны: перегреть и довести ее до отключения не удалось никому, несмотря на часы и километры в почти непрерывном скольжении.

Так что если вы стали счастливым обладателем полноприводного кроссовера, то очень рекомендуем на следующий декабрь запланировать посещение ледового тренинга с хорошим инструктором. Совместите полезное с приятным и, возможно, узнаете свою машину с неожиданной стороны.