По официальной статистике, поставки грузовиков из Чехословакии начали в 1948-м, завезя в Союз 150 машин. Но некоторые водители были с ними уже знакомы по трофейным экземплярам. В первую очередь, трехосным полноприводным Tatra 111. Эту машину справедливо считают одним из лучших грузовиков своего класса времен Второй мировой. Производство модели с трубчатой хребтовой рамой и независимыми подвесками начали в 1942-м. Автомобиль грузоподъемностью 8000-8500 кг оснастили дизелем V12 воздушного охлаждения, развивающим 210 л.с. Потом, ради долговечности мотора, мощность снизили до 180 сил, зато грузоподъемность поздних машин достигала 10240 кг.
Рабочая аристократия
Tatra 111 выпускали до 1962 года и в значительных количествах поставляли в СССР. Это были бортовые грузовики и седельные тягачи, но особенно много самосвалов. Отсутствие необходимости возиться с заливом и сливом воды из системы охлаждения и отменная проходимость повлияли на то, что много машин работало на Севере и Дальнем Востоке. Один самосвал Tatra 111 даже водрузили на постамент у ворот автобазы в Магаданской области.
В 1959-м начали производство семейства Tatra 138 с совершенно новой симпатичной кабиной, разными колесными базами и числом осей, грузоподъемностью 12500 — 12700 кг. Основы конструкции оставались прежними: хребтовая рама, независимые подвески, обеспечивающие прекрасную проходимость. Водители любили обсуждать, что Tatra может ехать без одного из колес. Так оно и было! В СССР приходили трехосные бортовые грузовики, тягачи, но, в основном, опять же самосвалы версий S1 и S2, различающиеся базой. Дизель V8 объемом 11,76 л развивал 180 л.с. при 2000 об/мин.
С 1962-го делали модернизированную модель Tatra 148 грузоподъемностью 15000 кг. Двигатель объемом 12,67 л развивал уже 212 л.с. Такие машины производили до 1982 года, и в СССР их было особенно много. Довелось слышать немало шоферских разговоров о чешских самосвалах. В зоне особого внимания, помимо необычной подвески, было, конечно, и воздушное охлаждение. По одной из баек, где-то на южных извилистых трассах чешские самосвалы стали перегреваться. О чем и написали рекламацию на завод в Копрживнице. Оттуда прислали молоденькую девушку — испытателя, которая под насмешливыми взглядами опытных водил села за руль самосвала и, к их изумлению, поехала по серпантинам в темпе, который обеспечил нормальное охлаждение мотора.
Чешские Tatra засветились в довольно занудном советско-чешском фильме 1978 года «Трасса», где они условно, по-дружески конкурировали с КрАЗами.
С 1983 года в серию пошла Tatra 815 с совсем новой бескапотной кабиной. Полноприводный самосвал грузоподъемностью уже 16900 кг имел двигатель 15,82 л, развивающий 285 л.с., пятиступенчатую коробку передач с делителем, блокировки дифференциалов между задними осями и колесами задних мостов.
Не наш LIAZ
Надпись LIAZ на кабине ярких тягачей в 1970-е смущала не самых продвинутых в автомобилестроении граждан СССР. Тем более, она сочеталась с привычным многим водителям именем Skoda. Конечно, к нашему ЛиАЗу те машины никакого отношения не имели. Объединение Liberecke Automobilove Zavody включало несколько чешских предприятий. Название это поставили на грузовики в начале 1970-х, а автомобили Skoda в СССР узнали, конечно, куда раньше.
Производство Skoda 706 с бескапотной кабиной начали еще в 1956-м, когда в СССР подобных серийных машин не было. После испытаний в 1964-м чешские грузовики версии 706 RT стали в больших количествах поставлять в СССР. В основном к нам шли седельные тягачи, таскающие полуприцепы-рефрижераторы полной массой 14200 кг, которые сначала звали Alka, а потом Orlican.
Рядный шестицилиндровый дизель объемом 11,9 л развивал 180 л.с., а на модернизированной версии 706 MT для полуприцепов полной массой 18000 кг и 210 л.с. На дорогах таких машин было очень много, поэтому они неоднократно засветились в кинохронике, а особенно прославились эпизодом в «Кавказской пленнице». Помните, откуда криминальная троица вытащила замороженную тушу? Вторая, даже более заметная по экранному времени, но менее известная роль 706-й «Шкоды» — в фильме «Гонка с преследованием» 1979 года.
В 1973-м представили тот самый LIAZ серии 100 с новыми кабинами, моторами в 270 и 300 л.с., а на поздних версиях LIAZ 110 — и 320 л.с. Такие тягачи, кстати, тоже сыграли в советском фильме — «Трое на шоссе» 1983 года.
Отдельная глава эпопеи автомобилей Skoda в СССР — пассажирские машины. К нам приходили автобусы Skoda 760 RTO на шасси, унифицированном с грузовым. Хотя их было относительно немного. А пик поставок пришелся на конец 1950-х, когда в год покупали 200-300 пассажирских и сделанных на их базе специальных моделей.
Куда известней в Союзе были троллейбусы Skoda 9 Tr, которые выпускали с 1961 по 1982 годы. В столице такие машины вместимостью 70 человек со 156-сильным двигателем не работали. Зато их активно эксплуатировали в Киеве, Риге, других городах СССР. Всего к нам завезли более 5000 экземпляров.
Следующая модель Skoda 14 Tr с более современным кузовом и двигателями в 136 и 163 л.с. у нас разошлась меньшим тиражом. Поставляли такие троллейбусы с 1980 года. Зато уже в новой России они обрусели, благодаря вологодской фирме «Транс-Альфа», которая в 1996 году собрала чуть более четырех десятков чешских машин.
Двойники из Праги
На дорогах СССР встречались странные тягачи — вроде бы знакомая Skoda 706 RTTN, но с надписью Praga на передке. В столице Чехословакии копии «Шкод» под именем Praga S5T собирали с 1964 по 1972 годы. У нас их было относительно немного.
Еще одна модель этой марки носила индекс V3S. Полноприводные трехосные машины выпускали с 1953 по 1985 — в основном, для армии. На шасси делали бортовые грузовики, самосвалы, спецтехнику. У нас встречались автомобили с надстройками-кунгами, как правило, передвижными флюорографическими кабинетами для глубинки. Praga V3S грузоподъемностью 5000 кг выгодно отличалась от наших аналогов ЗИЛ дизельным двигателем. Шестицилиндровый агрегат рабочим объемом 7,4 л развивал, правда, всего 98 л.с., зато был экономичен.
Наконец, на том же пражском заводе, но уже под именем Avia, с 1967-го производили двойников французских Renault Savien серий S 62 и S 64. Делали три версии — полуторатонную Avia А15, трехтонку Avia А30, а затем и двухтонную Avia А20. На машины меньшей грузоподъемности ставили 72-сильный, на трехтонные — 80-сильный дизели. Выпускали автомобили в разных версиях и до 1976 года на экспорт не поставляли. К нам они пришли в конце 1970-х и очень понравились водителям комфортом, легкостью управления и надежностью. В основном, к нам везли фургоны и бортовые грузовики.
В глубинке такие машины встречаются и сегодня, демонстрируя не только очень неплохое чешское качество, но и свойственную нашим соотечественникам изобретательность при ремонте.