Руководство ГИБДД обеспокоено ситуацией с безопасностью дорожного движения, ухудшающейся год от года. Количество крупных и мелких ДТП ежегодно возрастает. По статистике, за последние семь лет в России произошло более 1 млн дорожно-транспортных происшествий (в статистике учитываются только ДТП с пострадавшими), в которых погибли и получили ранения свыше 1,5 млн человек. «Как свидетельствует статистика, основная доля происшествий и пострадавших в них людей приходится на автомобильный транспорт. Здесь погибает и получает ранения более 99% от всех жертв на транспорте в целом», – сказал заместитель министра транспорта РФ Геннадий Мошков. По данным МВД России, в 2002-м зарегистрированы самые высокие за последние десять лет показатели аварийности – 184 тыс. происшествий, в которых погибли более 30 тыс. человек. За девять месяцев 2003 года в 146 тыс. ДТП погибло 24,9 тыс. человек – на 4,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Об этом заявил заместитель начальника научно-исследовательского центра ГИБДД России Виктор Кондратьев, выступая во вторник на конференции, посвященной проблемам безопасности на транспорте. По словам Кондратьева, ГИБДД совместно с рядом министерств и ведомств предпринимают все необходимые усилия, чтобы это плачевное положение исправить.
Помимо плохого качества дорог и незнания простейших требований по безопасности дорожного движения населением, большую роль в ухудшении ситуации играет низкое качество и несоответствие существующим стандартам производимых в России автомобилей. Поэтому ГИБДД совместно с Госстандартом создали специальную сертификационную комиссию, которая проверила качество продукции на 200 предприятиях отечественного автопрома. После проверки качества продукции 200 заводов претензии у комиссии возникли только к одному из них – УАЗу. По словам Кондратьева, члены комиссии отозвали одобрение типа транспортного средства одного из уазовских авто. Им оказался легендарный УАЗ-451, в народе больше известный под названием «буханка». Комиссия сочла, что этот автомобиль устарел и не соответствует стандартам по безопасности и обзорности. «Эта новость не стала для завода шоком, – сообщил «Газете.Ru» сотрудник пресс-службы завода Игорь Крупенников. – Действительно эта машина уже давно устарела. Немудрено, ведь разрабатывалась она более полувека назад. А в позапрошлом году мы отметили ее 45-летие на конвейере».
Как выяснилось, УАЗ и так планировал с 1 января 2004 года прекратить выпуск автомобилей на базе «буханки». И в первую очередь, не из-за безопасности... Дело в том, что, согласно принятой в прошлом году концепции развития отечественного автопрома, с 1 января 2004 года в России должны выпускаться только автомобили, соответствующие экологическим стандартам «Евро-2». Этим стандартам могут соответствовать только инжекторные или дизельные моторы. «Машина и так уже полвека на конвейере. Ее уже давно пора менять. К тому же ни один из инжекторных двигателей российского производства под капот этой машины просто не влезет», – отметил Крупенников. Что же касается других предприятий, к ним претензий у сертификационной комиссии не возникло. В итоге результаты ее деятельности свелись к тому, что была забракована старая машина, которую уже и так собирались снять с производства. То есть получающие низкие баллы на краш-тестах машины типа «Оки» и «Оды», как и вся остальная продукция отечественного автопрома, считаются вполне безопасными... И лишь бедный дедушка-уазик стал козлом отпущения.